Организация внедрения программы сестринское дело в учебный процесс общеобразовательных учреждений
Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевать профессиональные и бытовые трудности.
Здоровье человека - это процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
В настоящее время стало очевидным, что комплекс неблагоприятных демографических, социально-экономических, политических и экологических факторов, возникших в последние годы в стране, крайне негативно сказался на состоянии здоровья населения.
Охрана здоровья населения Российской Федерации является одним из приоритетных направлений политики государства в период реформирования экономики и социальной сферы.
За последние годы общая смертность населения в РФ значительно возросла, почти в 1,5 раза выше, чем в развитых странах, в основном за счет крайне высоких показателей смертности от заболеваний системы кровообращения, несчастных случаев, отравлений, травм и онкологических заболеваний.
Младенческая смертность в 2-3 раза выше, чем в развитых странах, что в значительной мере является многочисленными осложнениями беременности, родов и перинатальной патологией.
Значительно сократилась средняя продолжительность жизни, особенно мужчин.
Серьезной проблемой для общества стали социально обусловленные болезни - алкоголизм, наркомания, туберкулез, ВИЧ-инфекция, заболевания, передающиеся половым путем.
В стране все более обостряется проблема курения. За последние годы количество курящих моложе 40 лет возросло с 45 до 70%. Стремительно увеличивается удельный вес курящих подростков. Достаточно сказать, что на сегодня каждый десятый школьник зависим от табака и имеет тенденцию к развитию болезней, связанных с курением.
Показатель распространенности алкоголизма среди подростков составляет 27,5 на 100000 подростков, за последние 2 года он увеличился в 1,5 раза. Одновременно чрезвычайно высока численность подростков, злоупотребляющих алкоголем без признаков сформировавшегося алкоголизма (профилактическое наблюдение) - 854,8 на 100000 подростков, что выше ее уровня в населении в целом в 3 раза.
В стране существенно увеличилось количество людей, употребляющих наркотики. Среди подростков уровень распространенности наркомании за последние 10 лет увеличился в 14,8 раза. В настоящее время более 3 миллионов человек потребляют наркотики, из них молодежь в возрасте до 30 лет, составляющая основную группу ВИЧ - инфицированных.
Для Российской Федерации эпидемия ВИЧ-инфекции является одной из наиболее острых и актуальных проблем, которая представляет реальную угрозу социально-экономическому развитию страны.
Крайне неблагоприятным является тот факт, что 70-80% ВИЧ - инфицированных - это молодые люди в возрасте 15-29 лет.
С 1990 года Россия переживает очередную волну эпидемически неустойчивой ситуации по ИППП. Рост заболеваемости продолжался до 1997 г., поразив практически 1,5% населения, в том числе более 100 тыс. детей и подростков. Несмотря на отмечаемое официальной статистикой снижение заболеваемости ИППП, уровень ее все еще остается крайне высоким.
Отмечается некоторое снижение абсолютного числа абортов как у девочек до 14 лет, так и девушек 15-19 лет. Абсолютное число абортов у девочек до 14 лет в 2003 г. составило 1206 (в 2002-1343), в возрастной группе 15-19 лет - 171 765 (в 2002 г. - 183 247).
Одной из важных проблем остается состояние репродуктивного здоровья девочек и девушек-подростков. На фоне увеличения соматической патологии имеется тенденция к росту гинекологической заболеваемости, ведущее место в структуре которой занимают расстройства менструации. За последний год частота расстройств менструации на 100000 девочек и девушек-подростков возросла на 20,2 и 14,9% соответственно. Гинекологическая заболеваемость, высокий уровень абортов являются причинами бесплодия в браке.
Мотивация здоровья и здорового образа жизни занимает центральное место в формировании и сохранения здоровья каждого человека. Под мотивацией здоровья и здорового образа жизни понимается осознание человеком необходимости сохранения здоровья как основы для проявления в различных сферах жизнедеятельности, как основы его гармонического развития и выполнение в связи с этим тех или иных мероприятий по сохранению и поддержанию здоровья, соблюдения для этих же целей принципов здорового образа жизни. При отсутствии мотивации у человека любые программы и мероприятия по сохранению здоровья будут слабо эффективны или вообще нерезультативны.
Например, если человек сам не осознает, что курение вредно, не убедится в его пагубности, малоэффективными окажутся любые мероприятия по борьбе с курением. Однако наличие мотивации у человека плюс борьба с ним обеспечивают практически 100% успех.
Многие исследователи показали, что здоровье в иерархии потребностей нашего современника-россиянина не входит в число приоритетных ценностей. По данным различных опросов оно занимает от пятого до пятнадцатого места, но даже высокие места в некоторых исследованиях являются номинальными и не подтверждаются наличием в образе жизни респондентов факторов, укрепляющих и сохраняющих здоровье.
В стране 70 процентов населения не занимается физкультурой, а распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80 процентов.
Учитывая, что здоровье человека более чем на 50 процентов определяется образом жизни, то есть отношением его к собственному здоровью и здоровью окружающих, из всего комплекса мер, направленных на охрану здоровья населения, одним из направлений деятельности в сложившихся условиях будет формирование у населения навыков здорового образа жизни, повышение уровня санитарно-гигиенической культуры, что не требует значительных финансовых затрат и может дать ощутимый социально-экономический эффект.
Хорошо организованная пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди населения помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение. Мировой опыт свидетельствует, что эффективность этой профилактической деятельности среди населения, исключительно высока.
В формировании здорового образа жизни приоритетной должна стать роль образовательных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, подростков и молодежи, формирование у них активной мотивации заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих.
Обучение населения медицинским знаниям должно осуществляться с помощью программ, специально адаптированных к различным возрастным и социальным группам населения.
Многие проблемы, связанные с охраной здоровья населения, можно решать такими доступными способами:
проведение оздоровительных мероприятий и занятий по самообследованию и самопомощи;
проведение разъяснительной работы среди подростков и молодежи о вреде курения, употребления алкогольных напитков, наркотических средств, а также по вопросам безопасного секса с целью снижения заболеваний, передающихся половым путем, предупреждения непланируемой беременности;
введение в воспитательные и образовательные программы курсов по оказанию доврачебной помощи при несчастных случаях, по основам ухода за больными, выполнению простейших медицинских процедур;
пропаганда знаний об источниках инфекционной опасности, причинах и профилактике тех инфекций, которые наиболее актуальны для России из-за их распространения на территории страны, социально-экономической значимости, тенденции к ухудшению эпидемиологической обстановки и имеющейся угрозы заноса инфекции из-за рубежа. Если нация здорова, то она может создать большой национальный продукт. Ожидаемый результат - экономика работает на человека; если она позволяет изнашиваться здоровью, то подрывает свой основной закон: экономика - все для человека.
Общественное здоровье - медико-социальный ресурс и потенциал общества, способствующий обеспечению национальной безопасности. Как общественное, так и частное здоровье, обусловлено комплексным воздействием социальных, экономических, поведенческих и биологических факторов; его улучшение способствует увеличению продолжительности и качества жизни, благополучию людей, гармоничному развитию личности и общества, повышению качества производственной жизни и производительности труда.
Политика в области охраны здоровья населения должна предусматривать прежде всего воздействие на индивидуальные привычки людей и осуществляться по двум основным направлениям:
формирование понимания у людей необходимости позитивных изменений в образе жизни и важность стремления к таким изменениям, в том числе путем повышения их медико-гигиенических знаний для соответствующих мотиваций в отношении к своему здоровью, выработка умения и навыков здорового образа жизни;
создание условий, способствующих улучшению качества жизни и укреплению здоровья населения.
Основными направлениями в реализации этой политики является совершенствование законодательства Российской Федерации и определение приоритетов профилактической деятельности.
Возрастает роль сестринского персонала в санитарном просвещении населения по таким его важнейшим направлениям, как формирование здорового образа жизни, профилактика заболеваний, отравлений и несчастных случаев, половое воспитание, планирование семьи и безопасное материнство.
На сестринский персонал возлагается обязанность обеспечить обучение населения приемам оказания неотложной помощи и методам ухода за больными и нетрудоспособными лицами, что позволит облегчить решение ряда медико-социальных проблем силами населения и самих пациентов, а также повысит эффективность деятельности специальных служб в условиях чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Обучение надо начинать со школы, учить, начиная с юных лет, по спирали, идя вперед и возвращаясь к пройденному, наращивая объем и сложность информации, закрепляя полученные знания и умения. А это вопрос не одного учебного года. Нужно ввести медицинские знания как общеобразовательную дисциплину во всех учебных учреждениях различного типа, то есть медицинское образование должно быть непрерывным.
Сестринское дело охватывает физические, интеллектуальные и социальные аспекты жизни в той мере, в которой они влияют на здоровье, возникновение болезни, нетрудоспособность и смерть.
В сложившейся ситуации сестринский персонал, составляющий самую многочисленную категорию работников здравоохранения, и предоставляемые им услуги рассматриваются как ценный ресурс здравоохранения для удовлетворения потребностей населения в доступной, приемлемой и экономически эффективной медицинской помощи.
Такая помощь должна предоставляться сестринским персоналом в учреждениях здравоохранения и любых других учреждениях, а также на дому, иными словами, везде, где есть в ней потребность.
Важная роль в реформе здравоохранения, обеспечении доступности и качества предоставляемых населению услуг, усилении профилактической направленности, решении задач медико-социальной помощи отводится специалистам, имеющим среднее медицинское и высшее сестринское образование и составляющим самую многочисленную категорию работников здравоохранения.
Каждая медсестра, которая получила необходимые знания еще в процессе учебы, поняла бы важность просветительской деятельности, смогла бы консультировать и обучать население. Конечно, изменить ситуацию так, чтобы наши граждане начинали ценить свое здоровье не тогда, когда оно уже потеряно, а гораздо раньше, нелегко, но работать в этом направлении, заниматься просвещением необходимо.
Нормативно-правовая база:
1. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (от 22.07.1993 г., №5487-1)
2. ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (от 30.03.99., №52)
. Федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006)»
. Подпрограмма «Неотложные меры по предупреждению распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека («Анти - ВИЧ/СПИД») (2002-2006)
. Программа неотложных мер по противодействию эпидемии ВИЧ-инфекции в государствах - участниках СНГ» (от 31.05.2002)
. Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года
. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.12.2004 №715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих»
. Указ Президента РФ «О президентской программе «Дети России» (от 18.08.1994 г., №1696)
Цель дипломной работы:
Организовать внедрение программы «Сестринское дело» в учебный процесс общеобразовательных учреждений.
Задачи:
проанализировать отношение школьников к своему здоровью
помочь учащимся в формировании объективного представления о своих интересах, подготовить их к сознательному выбору профессии
провести анализ медицинских знаний учащихся до и после введения курса
Основные проблемы, связанные с реализацией программы:
- несовершенство правовой базы
финансирование
низкий уровень санитарной культуры подростков и молодежи
отсутствие заинтересованности
нехватка методических пособий
низкая оплата педагогического звена.
Объектом исследования являются учащиеся лицея №3 (31 чел.) г. Котласа химико-биологического профиля.
Предметом исследования -
организация внедрения программы «Сестринское дело» в учебный процесс общеобразовательного учреждения»
Гипотеза:
обучение детей будет более эффективно, если им займутся квалифицированные кадры, нужно объединить усилия медиков и педагогов, так как в одиночку не в силах преодолеть тенденцию ухудшения здоровья нации, если финансирование будет в достаточном объеме для решения проблем, связанных с состоянием здоровья подрастающего поколения и нации в целом.
Методы исследования:
· Пилотажное исследование
· теоретический анализ литературы
· экономическо-статистический
· практический опыт
· социальный опрос
· анкетирование
· тестирование
Практическая значимость:
данный материал можно использовать в педагогических целях при работе со школьниками старших классов, при работе с родителями и преподавателями школы, при проведении Дней здоровья, при организации соревнований медицинских постов.
Структура работы обусловлена основной целью и задачами и состоит из введения, основной части, заключения, библиографии и приложений с авторской программой и образцами анкет по исследованиям.
сестринский здоровье профессия учебный
- Педагогический процесс при введении программы
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся при составлении программы курса «Сестринское дело»
- Основные этапы процесса обучения
- Цели обучения
- Организационные формы обучения
- Принципы обучения
- Методы обучения
- Классификация методов обучения по способам взаимодействия обучаемых и обучающих
- Классификация методов обучения по источнику учебной информации
- Контроль знаний и умений учащихся
- Виды контроля
- Методы контроля
- Формы контроля
- Оценка результатов учебной деятельности учащихся
- Средства обучения
- Классификация средств обучения
- Методы и средства обучения в сестринском деле
- Дидактические принципы в сестринском деле
- Современные педагогические технологии
- Мастерство преподавателя на занятии
- Методика проведения занятия
- Профориентация на медицинские профессии
- Отношение школьников-подростков к здоровью в иерархии мотивов потребности личности
- Исследование проблемы профессиональной ориентации (комментарий к анкете)