Дидактические принципы в сестринском деле
Одна из задач сестринской практики заключается в предоставлении информации, её объяснении и обеспечении её понимания. Процесс обучения сестринской практике подразумевает взаимосвязанную деятельность медработника и обучаемого. Результаты этой учебной деятельности во многом зависят от того, какой характер носит деятельность обучаемых. Перефразируя слова А. Дистервега, можно сказать следующее: «Плохая медсестра преподносит истину, хорошая - учит её находить».
Медицинская сестра должна так руководить деятельностью обучаемых, чтобы они были убеждены в необходимости данного вывода из знакомых им фактов явлений.
При обучении медицинской сестрой реализация принципа сознательности и активности выражается в понимании учащимися необходимости данного вывода из знакомых им фактов явлений.
При обучении медицинской сестрой реализация принципа сознательности и активности выражается в понимании учащимися необходимости овладения каким-то умениями или навыками при условии, что они должны:
знать, что следует выполнять,
представлять, как выполнять задания, способ выполнения, требования к технике выполнения,
отдавать себе отчет, для чего они это делают,
понимать, почему именно следует делать так, а не иначе.
Принцип наглядности в просветительской деятельности опирается на реальные представления. Наглядное восприятие является начальным звеном процесса обучения. Памятки, плакаты, санитарные бюллетени - наглядные средства, которые используются в работе.
В вопросах профилактики вредных привычек в одной ситуации используются методы, ориентированные на убеждение и бихеовиоральные изменения (изменение поведения, способствующее предупреждению заболевания) и средства, наглядно иллюстрирующие отрицательное влияние курения на организм человека; в другой - методы и средства, побуждающие учащихся обсудить эту проблему. Таким образом, реализуется принцип сочетания различных методов и средств обучения.
Для реализации принципа доступности информации руководствуются правилами: от известного к неизвестному, от близкого к далекому, от простого к сложному, от главного к второстепенному, от общего к частному.
Принцип связи обучения с жизнью и практикой реализуется при подборе убедительных примеров, видеофрагментов, иллюстрирующих значение для здоровья тех или иных знаний, умений или навыков.