Профориентация на медицинские профессии
«Померить давление, сделать перевязку и обработать рану скоро будут уметь выпускники некоторых российских школ. С 2003 года в ряде учебных заведений станут создавать так называемые медицинские классы. Как сообщает «Московский комсомолец» со ссылкой на Министерство здравоохранения России, в них смогут заниматься ученики 10-11-х классов, которые планируют связать свою жизнь с профессией медика. В течение двух лет детям будут углубленно преподавать те предметы, знание которых требуется при поступлении в медицинские училища и вузы, а также учить правилам оказания первой медпомощи.
Такое нововведение, по словам сотрудников министерства, поможет привлечь в профессию молодежь и таким образом хоть немного сократить нехватку кадров в медицине. Сейчас дефицит медработников испытывают 70 регионов страны. Ещё три года назад врачей и медсестер не хватало в 30 областях России».
«Миру нужны ещё 4 миллиона медиков, чтобы справиться с «хроническим дефицитом» их во многих странах». Об этом говорится в докладе Всемирной организации здравоохранения. Серьезная нехватка врачей, медсестер и санитаров наблюдается в 57 государствах мира.
В докладе ВОЗ, озаглавленном «О состоянии здравоохранения в мире в 2006 году», говорится, что такое положение вещей сказывается на качестве и масштабе вакцинации детей, ухода за беременными и общем доступе к медицинским услугам и, в частности, на решение таких серьезных проблем как распространение ВИЧ/СПИДа.
Выбор профессии является одним из ответственных моментов, определяющих весь дальнейший жизненный путь человека. Поскольку в жизни все взаимосвязано, правильно выбранная профессия оказывает влияние на все остальные сферы жизни. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. По данным американских ученых, правильный выбор профессии в 2-2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10-15% увеличивает производительность труда и в 1,5-2 раза уменьшает стоимость обучения кадров.
Профессиональная ориентация - это оказание человеку помощи в профессиональном самоопределении, то есть в выборе профессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и способностям человека, профессии, которая соответствует потребностям и возможностям человека и запросам рынка труда.
При проведении профориентационной работы очень важно учитывать возрастные особенности личности.
В нашей стране наиболее известна периодизация Е.А. Климова, который выделил следующие стадии:
стадия предыгры (0-3 года);
стадия игры (6-8 лет);
стадия овладения учебной деятельностью (от 6-8 до 11-12 лет);
стадия оптации (от 11-12 до 14-18 лет);
стадия профессиональной подготовки (от 15-18 до 16-23 лет);
стадия развития профессионала (от 16-23 до пенсии).
Анализ реальных жизненных ситуаций показывает, что наиболее трудным для молодого человека является переход от общеобразовательной школы к профессиональному труду, который как раз и приходится на подростковый возраст - время, когда человек принимает принципиальное решение о выборе профессионального пути.
Что означает правильный выбор профессии?
Выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: человека с его индивидуальными особенностями, которые выражены в его физическом развитии, интересах, склонностях, характере, темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет к человеку. При правильном выборе это должно быть совпадение индивидуальных особенностей человека с требованиями профессии.