Методы контроля
Методы контроля - это способы деятельности преподавателя и учащихся, в ходе которых выявляются усвоение учебного материала и овладение учащимися требуемыми знаниями, умениями, навыками.
Значение методов контроля в том, чтобы наилучшим образом обеспечить своевременную и всестороннюю обратную связь между учащимися и преподавателем, на основании которой устанавливается, как учащиеся воспринимают и усваивают учебный материал. Комплексное применение методов позволяет регулярно и объективно выявлять динамику формирования системы знаний и умений.
Устный опрос - распространенный метод контроля знаний. При нем главное внимание сосредоточивается не только на простом воспроизведении фактов, но и на объяснении, доказательстве. Устный опрос должен проводиться регулярно. Только при этом условии он станет важным фактором обучения и воспитания.
Выделяют фронтальный, индивидуальный и комбинированный опрос.
Фронтальный опрос проводится в форме беседы преподавателя с группой. Чаще всего он используется для контроля знаний, подлежащих обязательному запоминанию и усвоению правил, законов. Фронтальный опрос органически сочетается с повторением пройденного учебного материала, являясь средством для закрепления знаний и умений. С помощью фронтального опроса преподаватель имеет возможность проверить выполнение учащимися домашнего задания, выяснить готовность группы к изучению нового материала, определить развитие основных понятий, усвоение нового учебного материала, который только что был разобран на занятии.
Вопросы должны иметь преимущественно поисковый характер, чтобы побуждать учащихся к самостоятельной мыслительной деятельности. Этому требованию отвечают вопросы таких видов: на установление последовательности действия, процесса, способа (» Что произойдет, если наложенный жгут оставить на срок более 2 часов?»; на сравнение (Артериальное давление в норме и при гипертонической болезни?», на объяснение причины (Почему горчичники смачивают водой, температура которой не выше 50 градусов?», «Для чего применяется согревающий компресс?»; на выявление основных характерных черт, признаков или качеств предметов, явлений («Укажите важные свойства пульса»); на установление значения того или иного явления, процесса (Какое имеет значение…», «Какое влияние оказывает…»; на обоснование (» Чем объяснить…», «Как обосновать…»).Индивидуальный опрос предполагает обстоятельные, связные ответы на вопрос, относящийся к изучаемому учебному материалу, поэтому он служит важным средством развития речи, памяти, мышления.
Вопросы для индивидуального опроса должны быть четкими, ясными, конкретными, емкими, иметь прикладной характер, охватывать основной, ранее пройденный материал программы. Их содержание должно стимулировать учащихся логически мыслить, сравнивать, анализировать сущность явлений, доказывать подбирать убедительные примеры, устанавливать причинно-следственные связи, делать обоснованные выводы и этим способствовать объективному выявлению знаний.
Комбинированный, уплотненный опрос сочетает устный опрос с другими методами: с письменным опросом по карточкам, с самостоятельной работой, практическими заданиями.
Письменная проверка в процессе обучения наряду с устной проверкой является важнейшим методом контроля знаний, умений и навыков. Письменная проверка знаний предполагает проведение письменных контрольных работ, письменных зачетов, самостоятельной работы, написания рефератов, самоконтроля и взаимопроверки. Применение этого метода дает возможность в наиболее короткий срок одновременно проверить усвоение учебного материала всеми учащимися, определить направление для индивидуальной работы с каждым.
После проверки и оценки письменных работ проводится анализ результатов их выполнения, выявляются типичные ошибки и причины, вызвавшие неудовлетворительные оценки. При большом количестве однотипных ошибок, свидетельствующих о недостаточном усвоении многими учащимися того или иного раздела (темы), на занятии следует провести разбор плохо усвоенного материала. Одна из форм письменной проверки - рефераты. Они целесообразны для повторения и обобщения учебного материала. Работа по составлению рефератов развивает у учащихся умение пользоваться дополнительной литературой. Как показывает опыт, учащиеся старших классов в состоянии составить обстоятельные рефераты по нескольким источникам. Это развивает у них умение отбирать сведения, выявлять главное, существенное, излагать материал в письменном виде.