Виды контроля
Основанием для выделения видов контроля является специфика дидактических задач на различных этапах обучения.
Предварительный контроль служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебным процессом. Он заключается в том, что, приступая к работе, преподаватель обязан познакомиться с исходным уровнем знаний и умений, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала. На основании данных предварительного контроля, проводимого в начале учебного года, преподаватель вносит коррективы в календарно-тематический план, определяет, каким разделам учебной программы следует уделить больше внимания на занятиях, намечает пути устранения выявленных пробелов в знаниях.
Текущий контроль проводится в процессе учебной работы и осуществляется посредством наблюдения за деятельностью обучающихся на каждом занятии. Проведение текущего контроля - это продолжение обучающей деятельности преподавателя. Преподаватель наблюдает, как учащиеся слушают изложение нового материала, проверяет, как они понимают его, так как от умения слушать в большей степени зависит качество знаний.
Периодический (рубежный) контроль проводится, как правило, в итоге обучения раздела учебной программы. Периодический контроль позволяет определить качество изучения учащимися учебного материала по разделам, темам предмета, выявить логические взаимосвязи с другими разделами, другими предметами.
Итоговый контроль проводится по окончании изучения важнейших разделов программы и в конце учебного периода. Он направлен на проверку конечных результатов обучения, выявления степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения. Это контроль интегрирующий, именно он позволяет судить об общих достижениях учащихся.