Классификация средств обучения
Все многообразие средств, применяемых в учебном процессе для демонстрации изучаемых объектов, воздействия на эмоции обучаемых, обеспечения связи мышления с изучаемыми явлениями, подразделяется на следующие группы:
учебно-наглядные,
вербальные средства,
технические средства обучения.
Учебно-наглядные пособия (натуральные, изобразительные, знаковые) - это совокупность средств обучения, предназначенных для демонстрации изучаемых объектов и обеспечивающих формирование конкретных образов предметов и явлений действительности.
Натуральные пособия. Все наглядные пособия различают по главному признаку - отношению к предмету в натуре. Предмет в натуре занимает особое место, поскольку его непосредственно изучают. Изображение предметов - это пособия, способствующие созданию конкретных представлений о нем.
Изобразительные пособия дают изображения изучаемого объекта. Большое значение в учебном процессе имеет демонстрации схем, фотографий, рисунков, показ макетов и муляжей.
Знаковые пособия делятся на схематические (схемы) и символические (графики, таблицы).
Общие требования к учебно-наглядным пособиям:
Ø показывать то, что соответствует учебной задаче, и разъяснять цель наблюдения.
Ø правильно выбирать время и место для показа,
Ø показывая, учить наблюдать, выделять главное, сравнивать,
Ø не перегружать занятия наглядными средствами,
Ø обеспечивать высокое качество наглядности.
К вербальным (словесным) средствам обучения относят учебную и учебно-методическую литературу, инструкционные карты. Вербальные средства обучения применяются для углубления знаний и умений учащихся, выполнения практических заданий, самостоятельного изучения материала.
Технические средства обучения. Сами технические средства не содержат информации, она находится в носителях этой информации - слайдах, кинофильмах. Учебный фильм - мощное средство обучения. Главное свойство учебного фильма, определяющее его дидактическое значение, - это осуществление с его помощью анализа и синтеза, возможность рассматривать явления как в целом, так и по частям, выделять связи и отношения между частями, проводить сравнения в различных условиях.