Оценка результатов учебной деятельности учащихся
Результаты контроля знаний и умений учащихся выражаются в оценке. Оценка - это определение и выражение степени усвоения учащимися знаний и умений, установленных программой.
Для преподавателя оценка является результатом обработки той информации, которая поступает к нему в ходе обратной связи в системе преподаватель - учащийся. Осуществляя обработку этой информации, преподаватель выставляет учащемуся отметку, которая служит количественным выражением оценки. Отметка фиксируется в документах, отражая уровень достижений учащегося.
Оценка имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она является характеристикой результатов учебной деятельности учащегося, дает представление о состоянии его знаний, умений, навыков и степени их соответствия требованиям контроля, осведомляет учащегося о результатах его учебной деятельности. Все это корректирует самооценку обучающегося. Всякая оценка имеет организующее воздействие.
Преподавателю необходимо соблюдать следующие требования к оценке знаний и умений учащихся:
объективность
индивидуальный характер
гласность
обоснованность.
В педагогической теории и практике принято различать итоговую и текущую оценку.
Итоговая оценка характеризует достижения учащегося в целом, уровень его обученности в соответствии с требованиями учебной программы. Текущая оценка фактически служит чисто педагогическим инструментом, регулирующим взаимодействие преподавателя и учащегося в учебном процессе. С помощью текущей оценки преподаватель в индивидуальном порядке показывает учащемуся уровень его конкретных ситуативных достижений, усилий. Цель такой оценки - не вынесение окончательного приговора об уровне подготовки, а стимулирование дальнейшей деятельности. По текущей проверке можно в большей степени судить о прилежности, старательности учащегося, но трудно делать заключение о его общем развитии. Именно поэтому итоговая оценка не должна быть среднеарифметической от текущих.
При оценке учитывают, насколько четко и правильно дается ответ, какова культура его речи (устной и письменной). В соответствии с этими критериями деятельность учащихся оценивается следующим образом:
«5» - за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором учащийся легко ориентируется, умение связывать теорию с практикой, решать практические задачи, высказывать и обосновывать свои суждения.
«4» - если обучаемый полно освоил учебный материал, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет знания для решения практических задач, грамотно излагает ответ, но содержание, форма ответа имеют отдельные неточности.
«3» - если учащийся обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий; в применении знаний для решения практических задач, не умеет доказательно обосновать свои суждения.
«2» - если обучаемый имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, не может применить знания для решения практических задач.
«1» - за полное незнание и непонимание учебного материала или отказ отвечать.
Оценки знаний в значительной мере субъективны, и в педагогическом плане это закономерно. Хороший преподаватель оценку знаний рассматривает в широком педагогическом значении - как сложный и чувствительный элемент. Выставленная оценка должна определять не только формальный уровень ответа, но и служить средством воспитания, поощрения обучаемого за наметившиеся успехи, его систематический и упорный труд, практические навыки, выраженный интерес к изучаемому предмету.
Всякий думающий преподаватель знает: качество подготовки учащихся определяется не тем, что знания учащихся вчера, сегодня, в течение четверти или полугодия положительно оценены, а тем, что прочно уложились у них в памяти и готовы в любую минуту прийти на помощь при решении жизненных задач.