Классификация методов обучения по способам взаимодействия обучаемых и обучающих
Объяснительно-иллюстративные: (объяснение - раскрытие сущности изучаемого объекта)
словесно-индивидуальные (рассказ, лекция),
наглядно-индивидуальные (описание схемы, алгоритма),
практически-индивидуальные (упражнение),
словесно-дедуктивные (беседа с опорой на правила, законы),
наглядно-дедуктивные (письменное упражнение на применение знаний с использованием таблиц, схем),
практически-дедуктивные (практическая работа на применение знаний темы, явлений, процессов)
словесно-традуктивные (беседа на сравнение двух объектов, правил, событий, явлений и фактов)
наглядно-традуктивные (анализ таблицы, схемы, плана на сравнение описания явлений, событий и фактов)
практически-традуктивные (упражнение на классификацию подобных предметов, явлений, событий, фактов, процессов).
Репродуктивные методы:
словесно-индивидуальные (пересказ прочитанного)
наглядно-индивидуальные (списывание готового материала),
практически-индивидуальные (выполнение заданий по образцу с последующим обобщением),
словесно-дедуктивные (придумывание приемов на правила или изученный алгоритм, явление, событие, процесс),
наглядно-дедуктивные (анализ события по определенным правилам - алгоритму, например),
практически-дедуктивные (работа с книгой, опора на правила, алгоритм, закон),
словесно-традуктивные (воспроизведение двух подобных правил, законов и т.д.),
наглядно-традуктивные (нахождение подобия с опорой на рисунок, схему)
практически-традуктивные (описание пар подобных предметов, явлений, процессов).
Проблемно-сообщающие методы:
словесно-индивидуальные (объяснение причин различия в подобных событиях, явлениях, фактах, процессах),
наглядно-индивидуальные (то же с опорой на наглядность)
практически-индивидуальные (запись действий преподавателя при доказательстве гипотезы),
словесно-дедуктивные (сообщение двух подобных правил (алгоритмов) с последующим анализом разного поведения объекта, разного развития событий),
наглядно-дедуктивные (то же с опорой на наглядность),
практически-дедуктивные (о же с опорой на упражнение),
словесно-традуктивные (доказательства путем сравнения подобий в предметах, явлений),
наглядно-традуктивные (то же с опорой на наглядность),
практически-традуктивные (то же с опорой на упражнение).
Частично-поисковые методы:
словесно-индивидуальные (эвристическая беседа, ведущая к выводу),
наглядно-индивидуальные (то же с опорой на наглядность),
практически-индивидуальные (комментированная письменная работа с выводом, комментирование практических действий с выводом),
словесно-дедуктивные (поиск примеров, фактов, подтверждений на основании событий, законов, правил),
наглядно-дедуктивные (выбор примеров, фактов подтверждений с опорой на наглядность)
практически-дедуктивные (действия по поиску примеров, аргументов, фактов на изучаемое правило, закон, алгоритм),
словесно - традуктивные (перенос общих признаков известного на новое),
наглядно-традуктивные,
практически - традуктивные (перенос общих признаков известного на новое в практических действиях учащихся (упражнение, задача, задание, опыт, описание).
Исследовательские методы:
словесно-индивидуальные (работа с книгой по поиску метода),
наглядно-индивидуальные (самоанализ схем, таблиц по поиску общего вывода),
практически-индивидуальные (письменное упражнение, практические действия с последующим доказательством закономерности),
словесно-дедуктивные (доказательство правомерности закона, правила, алгоритма),
наглядно-дедуктивные (то же с опорой на наглядность),
практически-дедуктивные (доказательство правомерности закона, правила, алгоритма практическими действиями учащихся),
словесно-традуктивные (словесное разрешение противоречий с опорой на сравнение подобных явлений, фактов),
наглядно-традуктивные (то же с опорой на наглядность),
практически-традуктивные (разрешение противоречий с опорой на сравнение в практических действиях учащихся).
* дедукция - способ рассуждения от общих положений к частному.
(Индукция - способ рассуждения от отдельных частных фактов и положений к общим выводам, обобщениям).
** традукция - логическое умозаключение, в котором посылки и заключения являются суждениями одинаковой степени общности.
*** репродукция - воспроизведение.
**** проблема - задача; в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения или разрешения.