Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся при составлении программы курса «Сестринское дело»
Важным условием успешной работы с детьми является знание их психологии. Основная задача преподавателя - обеспечить всестороннее развитие детей. Чтобы решить эту задачу, необходимо знать общие закономерности развития ребенка, влияние, которое на него оказывают разные условия, средства и методы воспитания. когнитивный диссонанс что это
Информация о том, какие особенности познавательной, эмоциональной и других сфер типичны для ребенка на этом возрастном этапе, какие условия необходимы для его успешного развития, поможет преподавателю найти более эффективные пути воздействия на ребенка.
Знание возрастной психологии может сделать педагога более тонким наблюдателем, готовым не только понять ребенка, но и поддержать и развить его лучшие качества.
Возраст 15-16 лет - ранняя юность - это переход от физиологической к социальной зрелости, главное содержание возраста - вхождение во взрослую жизнь, усвоение её норм и правил.
Юношеский период представляет переход к зрелости, с биологической точки зрения уже взрослый, но социальной зрелости еще не достиг: юности свойственно чувство психологической независимости, хотя человек ещё не взял на себя никаких социальных обязательств. Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, формирование своего мировоззрения и самосознания, выбор спутника жизни. Это пора выработки взглядов, убеждений, усиливается потребность принести пользу обществу. Для юношей наиболее важно профессиональное самоопределение, для девушек - семья.
Важным является общение со сверстниками, желание чувствовать себя нужным группе, иметь авторитет и престиж, у девушек раньше потребность в интимной дружбе.
Основные новообразования этого периода:
интеллектуальная зрелость,
становление мировоззрения,
профессиональное и нравственное самоопределение,
полоролевая идентификация.
В периодизации личности по Эриксону - ранний юношеский возраст 14-18 лет.
Ведущая деятельность - учеба с профессиональным аспектом,
Ведущая сторона социализации - освоение знаний и умений,
Среда социализации - сверстники, школа,
Положительный исход развития - выбор профессии, мировоззрения
Негативный исход развития - отсутствие профессиональных жизненных планов. Новообразования этого периода - формируется мировоззрение, способность строить жизненные планы и выбирать способы их реализации, чувства дружбы и любви.
Современная общая дидактика изучает общие положения и закономерности процесса обучения. На основе общей дидактики развиваются частные методики, которые изучают содержание, методы и формы обучения конкретным учебным дисциплинам.
Обучение - процесс непосредственной передачи и усвоения опыта поколений во взаимодействии педагога и обучаемого.
Деятельность преподавателя и обучаемого может быть рассмотрена самостоятельно: деятельность преподавателя - преподавание - передача системы знаний, умений, опыта деятельности; деятельность обучаемого - учение - процесс усвоения знаний, умений и навыков через его восприятие, осмысление, преобразование, использование.
Знания - это продукт познания предметов, явлений, законов природы и общества, закрепленных в определенной системе в сознании обучаемых. Любой фактический материал при обучении подвергается осмысливанию и обобщению, на основе фактов формируются понятия и суждения. Применение знаний на практике ведет к формированию умений.