Методика проведения занятия
Эффективность учебного занятия прежде всего зависит от методики его проведения. Начало занятия должно быть своевременным, четким и организованным. Преподаватель должен разъяснить учащимся задачи занятия и сосредоточить их внимание на предстоящей работе. Не менее важно держать внимание учащихся и сохранять их активность на протяжении всего занятия. Внимание и активность на занятии обеспечиваются:
1. постановкой беглых вопросов, выполнением самостоятельных заданий, созданием состояния постоянной готовности к работе;
2. рациональным использованием времени на занятии. Запаздывание, преждевременное прекращение занятия, неподготовленность пособий и оборудования или неумелое их применение - все это ведет к снижению внимания, падению интереса, активности и дисциплины;
. требованием от учащихся внимания и познавательной активности, пресечением нарушений дисциплины, соблюдением индивидуального подхода. При этом следует избегать неуместных шуток, бесцельных хождений, резких движений, жестов; преподаватель должен быть уверенным, твердым, решительным, настойчивым;
. занимательным, ярким, эмоциональным изложением материала, умелым использованием наглядных пособий;
. постоянным наблюдением за учащимися, за их восприятием, пониманием, отношением к делу.
При проведении занятия нельзя забывать о воспитательной его стороне: наблюдать за взаимоотношениями учащихся, бороться против неуверенности, зазнайства, индивидуализма.
Необходимо следить за гигиеническими условиями, в которых проходит занятие. Кабинет должен быть проветрен, достаточно освещен.
Проводя занятие в соответствии с планом, преподаватель в то же время должен учитывать конкретные условия; если по ходу занятия возникает необходимость в осознанном, оправданном отступлении от плана, преподаватель должен пойти на это. Проведение занятия - это процесс творческий, и поэтому очень трудно бывает все предусмотреть заранее. Надо всегда помнить, что основная задача занятия - дать знания. И если возникают какие-либо обстоятельства, мешающие этому и не предусмотренные преподавателем заранее, на них надо соответствующим образом реагировать.