Педагогический процесс при введении программы
Социально-экономические преобразования нашего общества на современном этапе вызвали необходимость реформирования всех форм образовательной системы и прежде всего общеобразовательной школы. Суть ее сводится к оптимизации образовательного процесса.
Сегодня перед всеми участниками образовательного процесса стоит проблема повышения качества образования, его адаптации к складывающимся жизненным реалиям. Целями образования являются развитие человека, воспитание личности. Однако в современных условиях достижение этих целей невозможно без построения системы формирования здоровья человека. Качество жизни каждого индивидуума зависит, в первую очередь, от уровня его здоровья, позволяющего пользоваться всеми возможностями, противостоять негативным факторам.
Сегодня школа призвана выполнять объективный социальный заказ на воспитание здорового человека. Речь идет о новом подходе в образовании, требующем пересмотра и качественного обновления всего образовательного процесса.
Последние 10 лет во всем мире идет интенсивная работа по качественному изменению здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательных учреждениях. Приоритетным направлением его становится профилактическая работа. В 1994 году создана программа Европейского регионального бюро ВОЗ по медико-санитарному просвещению и укреплению здоровья, которая заложила основу для разработки и проведения проекта «Участие школ в работе по укреплению здоровья».
Медицинские знания учащихся должны стать неотъемлемой частью образовательного процесса. Зачастую обучающиеся в школах не имеют элементарных знаний в области профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний, не обладают знаниями по оказанию первой помощи, основам ухода за больными и престарелыми людьми. Возможно, даже эти пробелы в знаниях и низком уровне санитарной культуры влияют на высокие цифры статистики по заболеваемости среди школьников и подростков.
Например, опрос, проведенный в прошлом году в учебных заведениях Котласа, показал, что 21 процент опрошенных на полном серьезе считают, что применение противозачаточных таблеток может предохранить от ВИЧ - инфекции. Вывод один: нужна неустанная разъяснительная работа среди молодежи.
Остается значимой проблемой репродуктивное здоровье подростков и молодежи, предотвращение осложнений после абортов, высокий процент абортов у первобеременных в возрастных категориях 15-19 лет, а также смертность после них. Надо помочь молодежи сделать свое сексуальное и репродуктивное поведение осознанным, а контрацептивное поведение - грамотным. Если мы не будем воздействовать всеми силами и средствами на эти обстоятельства, что возможно при внедрении в школьные программы обязательного сексуального образования, то будем иметь в качестве медицинских последствий юных беременных и родильниц, аборты у несовершеннолетних, воспалительные заболевания половых органов и т.д. Грамотное, квалифицированное половое воспитание и сексуальное образование, участие в нем не только врачей, но и других специалистов поможет решить проблему репродуктивного здоровья молодежи и в конечном счете позитивно скажется на перспективах будущих семей, рождаемости в стране.
Таблица 1. Структура абортов в возрастной группе 15-19 лет (Архангельская область, 2004 г.)
15-19 лет | |
Аборты - по мед. показаниям - по соц. показаниям - самопроизвольные - медицинские легальные - неуточненные Аборты у первобеременных Прерывание беременности до 12 недель Прерывание беременности 22-27 недель |
26,7 16,7 8,6 8,4 10,5 48,2 8,7 16,5 |
Школьники, подростки, молодежь - главный потребитель информации в современном мире. С одной стороны, количество информации на подростковую и молодежную аудиторию, растет. Но этот рост зачастую сопровождается тиражированием негативных сцен насилия, вседозволенности. Наши дети часто знают не то, что следовало бы знать.