Готовность медсестринского персонала специализированных отделений к расширению сферы деятельности
В определении качества работы медицинских сестер большое место занимает оценка сестринской деятельности со стороны врачебного персонала. Многие врачи до настоящего времени не считают сестру равноправным участником лечебного процесса и имеют смутные представления о проводимой в России реформе сестринского дела. Заведующие отделениями согласны с расширением функций, применимым только для некоторых сестёр, имеющих достаточный авторитет, как специалиста. Наиболее готовы к частично самостоятельной работе, но их мнению, перевязочные медицинские сестры и реанимационные сестры.
Таким образом, анализ результатов опроса врачебного персонала, свидетельствует о необходимости пересмотра функциональных обязанностей сестринского персонала специализированных отделений. Должностная инструкция- это организационно-правовой документ, в котором определяются основные функции, обязанности, права и ответственность сотрудника организации при осуществлении им деятельности в определённой должности, Перечень документов, составляющих нормативно- правовую базу для разработки должностных инструкций довольно широк и уже позволяет вносить в них некоторые принципиально важные положения. В должностной инструкции для медицинских сестёр, оказывающих помощь пострадавшим от ожоговой травмы, на наш взгляд должны быть отражены следующие моменты:
осуществление сестринского ухода на основе методологии, обозначаемой понятием "сестринский процесс";
соблюдение права пациента на информированное согласие на медицинское вмешательство;
право принятия медицинской сестрой самостоятельных решений в области гигиенического ухода, инфекционной безопасности;
обязательное участие в системе непрерывного обучения, утверждённой в учреждении, со сдачей необходимых тестов, зачётов и т.д.;
обязательное участие во врачебных обходах;
право на приостановку выполнения врачебных назначений в определённы ситуациях в интересах пациента, с указанием необходимой последовательности действий и другие.
Отдельную проблему составляют должностные инструкции специалистов сестринского дела с высшим медицинским образованием (Перфильева Г.М., 2000), особенно для должностей, появляющихся в практическом звене. Особенно значимыми для сестёр-руководителей в настоящее время являются:
право и обязанность участия во врачебных конференциях;
право на участие в консилиумах, как представитель службы медицинских сестёр;
право давать назначения с отметкой в документации установленной формы по разделу сестринского ухода, сестринских вмешательств, ряда физиотерапевтических, реабилитационных процедур и требовать их исполнения;
обязанность проводить сестринскую исследовательскую работу.
право на приостановку выполнения врачебных назначений в определённых ситуациях в интересах пациента, с указанием необходимой последовательности действий и другие.
Внедрения должностных инструкций сестринского персонала различных категорий в деятельность ожоговых отделений, на наш взгляд, приведёт к улучшению качества оказания сестринской помощи за счет рационального распределения функциональных обязанностей между различными категориями персонала, четко распределит функциональные связи сестры и ее взаимоотношения с другими специалистами, конкретизирует права и обязанности, повысит коллективную и личную ответственность за своевременное и качественное выполнение работы, наладит контроль качества работы сестринского персонала. Структурирование деятельности медицинских сестер позволяет не только оптимизировать процесс организации ухода за ожоговыми больными, но и позволит выделить критерии качества работы медицинских сестер:
. Обеспечение выполнения всех сестринских манипуляций в полном соответствии с требованиями действующих в настоящее время методических рекомендаций.
.Своевременность выполнения медицинскими сестрами лечебных, диагностических и профилактических врачебных назначений.
. Проведение сестринских мероприятий возникновения, как ожоговой болезни, так и осложнений ожоговой болезни.
. Обеспечение адекватных условий пребывания пациентов в отделении, палате, перевязочном и процедурном кабинетах (санитарно-эпидемиологического режима, оптимизации температурного режима внешней среды .).
. Обеспечение в общении с пациентами принципов биомедицинской этики.