Готовность медсестринского персонала специализированных отделений к расширению сферы деятельности
Реанимационные сестры укомплектованы в среднем на 70%, что приводит к повышению количества обслуживаемых пациентов, и не может ни повлечь за собой увеличение физической и психоэмоциональной нагрузки, а, следовательно, и снижение качества выхаживания пострадавших.
Проведенное нами исследование структуры больных, находящихся на лечении в ожоговых центрах за 2008 - 2010 годы выявило, что годовая нагрузка на сестринский персонал по количеству обслуженных больных находится на относительно стабильных цифрах. Однако работа по обслуживанию пациентов с глубокими и обширными ожогами, существенно расширяет круг сестринских манипуляций.
Работа с обожженными детьми требует для осуществления квалифицированной сестринской помощи дополнительных знаний сестринского дела, особенно в педиатрии, а плановые больные, поступающие на лечение, связанное с коррекцией рубцовых деформаций также требует знаний по сестринскому делу в реабилитологии и физиотерапии.
Проведя анализ деятельности руководителей сестринских служб в зависимости от возраста, полученного образования и стажа работы на руководящей должности, мы получили следующие показатели: самая распространённая возрастная категория включает руководителей сестринских служб в возрасте 40 - 50 лет.
В процессе определения социально-гигиенического портрета руководителей сестринского звена мы получили данные, позволяющие сделать заключение о том, что руководители сестринского звена зачастую не знают об истинных затратах времени на выполнение тех или иных функциональных обязанностей; не замечают время, потраченное на телефонные разговоры, решение посторонних вопросов.
Малое количество времени, уделяемого со стороны сестёр- руководителей непосредственному контролю работы подчиненных, отражается на качестве оказываемой помощи, состоянии производственной дисциплины. За календарный год ими не запланировано произвести ни одного обхода в дежурные смены, выходные дни. Внеплановые обходы отделения и контроль качества и своевременности выполнения врачебных назначений и мероприятий по уходу и обслуживанию пациентов проводится во время общих обходов или в случае жалоб врачебного персонала.
Старшими сестрами практически не проводятся беседы с пациентами, ухаживающими и сестрами-исполнителями касающиеся вопросов организации специализированного ухода. Затраты рабочего времени преимущественно на вопросы снабжения, статистики, решение хозяйственных проблем не позволяют старшим сестрам решать главные задачи руководителей сестринского звена - обучение сестринского персонала, организацию и координацию сестринского процесса в отделении
При рассмотрении круга вопросов, касающихся повышения квалификации сестринского персонала ожоговых отделений, нами было выявлено, что наиболее предпочтительной формой является обучение непосредственно на рабочем месте. Возможности повышения квалификации 71,2% медицинских сестер оценили как хорошие и 28,8% медсестер как удовлетворительные. При проведении интервьюирования, большинство сестёр отмечают отсутствие профильных циклов для персонала ожоговых отделений.
При анализе возможности перераспределения рабочей силы в зависимости от потребности отделений выявлена следующая закономерность: смежные специальности имеют преимущественно медицинские сестры - анестезистки, реанимационные сестры, операционные сестры Несоответствие высокого уровня внутреннего совместительства сестринского персонала наличию специализированной подготовки свидетельствует об использовании персонала, не имеющего должного уровня квалификации для работы в ожоговых отделениях. Это опять же приводит к снижению качества оказываемой сестринской помощи.
Настораживают высокие показатели желания сменить работу в возрастных группах, являющихся резервом высококвалифицированных кадров, т.е. возрастной группы до 29 лет. В силу возрастных способностей к обучению именно данный возрастной контингент наиболее успешно проходит специализацию, является потенциалом для получения высшего сестринского образования. Основными причинами желания сменить работу служат: социальная неудовлетворённость полученной профессии, тяжелые условия труда, низкая заработная плата, высокий уровень психоэмоциональной нагрузки, плохой моральный климат коллектива.
Причиной, плохого морального климата в коллективе, на наш взгляд, является недостаточная работа старших медицинских сестёр по формированию сестринских бригад, отсутствие системы подбора членов коллектива по принципу психологической совместимости и размытость представлений медицинского персонала о конечных целях деятельности. В основном, мнение о плохих отношениях в коллективе сложилось у медицинских сестёр, проработавших в отделении до 5 лет. Это связано с недостатками проведения последипломной адаптации специалистов на рабочем месте. Характерно, что, но мнению заведующих отделений и старших сестёр, отношения в коллективе отличаются полной доброжелательностью и взаимопониманием в целом. Разница в представлениях о состоянии психологического климата в коллективе со стороны управленческого звена и членов самого коллектива характеризует отсутствие системы обратной связи по вертикали и замалчивания проблемы подбора персонала по принципу психологической совместимости.