Здравоохранение БССР в 1920-е годы
В сентябре 1926 г. Совнарком Белоруссии принимает постановление «Об утверждении положения о профессиональной работе медицинского персонала и о борьбе с незаконным лечением», определившее перечень медицинских специальностей (врач, зубной врач, фельдшер, акушерка, фармацевт, медицинская сестра), порядок их выполнения и регистрации (в том числе, и право на частную практику).
Происходит становление высшего медицинского образования в Белоруссии. В 1921 г. в Минске открыт Медицинский факультет Белорусского государственного университета.
В Беларуси зарождается новая университетская форма организации научных исследований - институты.
Так, в течение первых пяти лет Белорусский государственный санитарно-бактериологический институт организовал производственную и научную работу, выразившуюся в изготовлении вакцин и лечебных сывороток, выполнении общемедицинских и серологических анализов, проведении эпидемиологических обследований и экспедиций, осуществлении подготовки врачей и лаборантов, опубликовании 70 научных статей.
В 1922-1928 гг. в Минске работал Институт белорусской культуры (Инбелкульт) как предшественник Академии наук БССР (1929). В нем была организована (1924) медицинская секция, при которой действовали комиссии: терминологическая, антропологическая, санитарного изучения Белоруссии, краевой патологии (склерома, зоб) и здоровья населения Белоруссии [298,338].
Таким образом становление здравоохранения Белоруссии в 1920-е годы осуществлялось с учетом общеисторических процессов, но на основе организационного историко-медицинского опыта, и имело сложный характер, проявившийся как в ошибках, так и в паритетах, и обусловивший такой, а не иной порядок его дальнейшего развития. В этот период произошел отказ от многоукладности финансирования и утвердилось единое государственное здравоохранение. В то же время на классовой основе сформулировалось преимущественное обслуживание ряда социальных групп. С другой стороны, в эти годы создаются органы и учреждения фармацевтического управления, снабжения и производства; для достижения доступности качественное становление получает первичная медико-санитарная помощь; зарождаются профилактические учреждения и общественно-государственные мероприятия по охране материнства и детства, борьбе с социальными болезнями; наблюдается переход от чрезвычайных противоэпидемических мер к текущей санитарной работе с первых научно-исследовательских институтов, формированием санитарных органов; происходит становление высшего медицинского образования и организация первых научно-исследовательских институтов.