Здравоохранение БССР в 1920-е годы
Медико-лечебная и санитарно-оздоровительная деятельность БОКК была направлена, прежде всего, на борьбу с социальными болезнями, оздоровление детей, оказание стоматологической помощи, особенно - в сельской местности.
Во второй половине 1920-х годов наблюдается увеличение бюджетных ассигнований на здравоохранение.
В рассматриваемое время в БССР, как и в РСФСР, было создано единое государственное здравоохранение («советская медицина»). Количественные и качественные изменения организации медицинской помощи, однако, основывались на традициях, сети и кадрах городской и земской медицины. В городах для достижения доступности квалифицированной медицинской помощи увеличивалось число амбулаторий и больниц, вводилось районирование, оказание помощи на дому, 1921г. и скорой медицинской помощи, осуществлялось открытие пунктов первой помощи на предприятиях (1924), стали внедряться диспансерный метод (1927) и профилактическое направление. Первый съезд санитарных врачей (1926).
В работу медицинских учреждений, наряду с учетом инфекционных случаев, вводились карточная регистрация (1925), обязательное извещение о профессиональных отравлениях и болезнях (1926), а также венерических заболеваниях (1929).
В 1920-е годы в Белоруссии происходит процесс становления профилактических учреждений и общественно-государственных мероприятий по охране материнства и младенчества (ОММ). В городах развертывались консультации для детей и беременных, постоянные ясли, а в сельской местности - районные консультации и полевые ясли.
С 1926 г. диспансеры стали осуществлять предварительные медицинские осмотры детей при приеме в школу, а подростков - в профессиональную школу. Следует констатировать, что охрана здоровья детей в сельской местности испытывала большие трудности, ибо возлагалась на врачебный участок, который находился еще процессе становления.
Для оздоровления детей в летний период стали (1921) организовываться пионерские лагеря, дома отдыха для пионеров и рабочей молодежи, детские колонии.
Основные противоэпидемические мероприятия включали: выявление, учет и регистрацию инфекционных больных, их изоляцию и госпитализацию, прививки и санитарная обработку (помывка, острижка) населения, дезинфекция вещей и помещений.
Следует констатировать, что одновременно осуществлялись мероприятия по санитарному надзору. В 1922 г. в Гомеле открыта первая санитарная станция, в которую входили химико-бактериологическая лаборатория (позже разделенная на бактериологическое и химико-гигиеническое отделения), стационарно-дезинфекционное, прививочное, Пастеровское (с оспенным телтником) отделения, изолятор; она имела общежитие и транспорт. В дальнейшем в ней организуются и другие отделения (малярийное, 1923; профессиональной гигиены, 1927).
Основными чертами формирующегося санитарного просвещения являлись: проведение его в общем контексте борьбы с неграмотностью; стремление к охвату, прежде всего, сельского населения; тематический акцент на охрану материнства, младенчества и детства, борьбу с заразными и социальными болезнями, с обучением элементарным санитарно-гигиеническим навыкам; использование не только устных (лекции, беседы), но и действенных наглядных форм (диаграммы, выставки, лозунги); переход от эпизодичности (акции, компании) к систематичности, в том числе с негативными последствиями устремления за количественными показателями.