Профориентация на медицинские профессии
«Сначала делать людей, а потом специалистов», - считал гений отечественной медицины Н.И. Пирогов; придется согласиться с тем, что подросток сперва должен стать личностью, а только потом специалистом, особенно в области медицины. Врач должен не только обладать всеми положительными личными качествами, но быть достаточно сильным и волевым человеком.
Учащимся предлагается:
1. задать самим себе вопрос: «Интересует ли их проблема сохранения здоровья только как его обладателя, или как будущего носителя той или иной профессии?»
2. погрузиться в проблему выбора, как в проблему соотнесения представлений о самом себе и требований этой профессиональной среды;
. познакомиться с новыми фактами, которые с неожиданной стороны приоткроют для них смысл и содержание той жизни, которую ведут учащиеся медицинского колледжа, студенты медакадемии, медсестры, врачи и провизоры;
. стать более информированными о путях получения знаний о профессии вообще и медицинских специальностей в частности;
. столкнуться с рядом эвристических вопросов, на которые не будет ответа не у них, у их родителей и педагогов, расширить свой «круг незнания об окружающем мире».
Учащиеся перечисляют те качества личности, которые должны войти в характеристику медицинского работника и те качества, которые не совместимы с профессией врача или медсестры.
Упорство, безжалостность, самокритичность, бестактность, ответственность, грубость, безволие, наблюдательность, жадность, болтливость, мужество, озлобленность, решительность, несдержанность, оптимизм, общительность, истеричность, выносливость, доброта, понимание, сочувствие, выдержка, терпение, трусость, трудолюбие, равнодушие, самообладание, лень, обаяние, эрудиция.
Третий принцип медицинского образования - непрерывное обучение и самообразование.
В медакадемии учатся 6 долгих лет. На первых трех курсах изучаются фундаментальные науки: морфология (нормальная, патологическая и топографическая анатомия, гистология), общая биология с паразитологией и медицинской генетикой, нормальная и патологическая физиология, много химии и физики, гуманитарный блок представлен медицинским латинским и иностранным языком, изучается история медицины, история России, философия. Особое место занимает фармакология.
Затем студенты приступают к изучению пропедевтической медицины. Здесь «у постели больного», как завещал М.Я. Мудров, изучаются симптомы и синдромы, то есть признаки различных болезней, приемы их распознания, практические навыки врача: перкуссия - выстукивание, аускультация - выслушивание, пальпация - прощупывание, визуализация - рассматривание, а главное - искусство расспроса, выяснения жалоб, сбора анамнеза. Есть мнение, что в русском языке слово врач, произошло от «врать», то есть владеть искусством говорить, уговаривать, заговаривать.
Дальнейшее изучение медицины происходит на клинических кафедрах: внутренних болезней, педиатрии, хирургии, инфекционных болезней, акушерства и гинекологии, глазных болезней, отоларингологии и многих других. Необходимо заметить, что независимо от выбранной специальности, все будущие врачи должны изучать абсолютно все дисциплины от гигиены до медицинской статистики. Специализация, более глубокое изучение отдельных дисциплин происходит только на шестом курсе - в субординатуре. Продолжение профессионального обучения происходит в интернатуре, когда дипломированный врач ещё целый год изучает свою будущую специальность на практике. Только после этого начинающий специалист может быть допущен к самостоятельной работе. Итого долгих 7 лет.