Методика гидрореабилитации при ДЦП
Процесс «учения» функционирует в результате активной деятельности ученика в процессе овладения, усвоения и присвоения его результатов учеником и последующего их выполнения как один из компонентов педагогического процесса совершенствования.
Чтобы осуществить правильный акт дыхания человеку необходимо сначала выполнить вдох, после чего задержать дыхание, опустить голову в воду, сделать выдох, поднять голову из воды и вновь сделать вдох. Если обычному ребенку достаточно несколько раз показать, и он уже имеет представление о выполнении данного упражнения, то для инвалидов процесс дыхания не только огромный фактор трудности, но и порой неимоверный фактор страха, который не так-то просто преодолеть. На освоение каждой фазы может уйти по нескольку месяцев. А изучение всего дыхательного цикла иногда растягивается на 2-3 года.
Упражнения, которые представлены далее, носят в основном игровой характер. Их можно выполнять с занимающимся еще до прихода его в бассейн, а также в процессе занятий. Они помогают ребенку получить образное представление о дыхании и более сознательно подойти к этому вопросу, способствуют формированию лексикона. Инвалид обучается по определенной команде выполнять конкретное действие. Освоение упражнений подготовительного этапа значительно облегчает дальнейшее изучение правильного дыхания. Кроме этого, целью этапа является адаптация психики инвалида к деятельности в новой среде.
Упражнение 1.
Просим сделать вдох, задержать дыхание и надуть щеки. Можно сопроводить это комментарием: «Надуй щечки, как у хомячка!». Сначала сами показываем ребенку, выразительно выполняем вдох, раздуваем щеки и звучно выдыхаем. Побуждаем ребенка выполнить действие фразой «А ты так можешь?» Если у ребенка получается, то обязательно подкрепить успех похвалой.
Упражнение 2.
Это упражнение выполняется в тесной взаимосвязи между педагогом и учеником. Ребенок выполняет вдох, надувает щеки, а преподаватель или родитель нажимает на щечки ребенка. Неожиданный выход воздуха доставляет ребенку массу приятных ощущений и создает представление о форсированном выдохе.
Упражнение 3.
В этом упражнении ребенок должен надуть воздушный шарик. Замечательно, если шарик будет со свистком. Тогда ребенок оценит плоды своего труда не только визуально, но и сможет услышать их. Как вариант, можно отверстие шарика, через которое входит и выходит воздух опустить в таз с водой или в воду бассейна. Обильные пузыри непременно привлекают внимание занимающегося, и он также получит дополнительное представление, что происходит со струей воздуха попавшей в толщу воды. Очень полезен будет комментарий на тему «выдоха» воздушного шарика в воду. В дальнейшем этот опыт можно будет использовать непосредственно в момент обучения ребенка выдоху в воду в виде фраз «Делай как шарик!» или «Шарик сделал «выдох», а теперь и ты попробуй!».
Упражнение 4.
Осторожно закрываем ребенку нос двумя пальцами, он рефлекторно начинает дышать через рот. Открываем нос, ребенок переходит вновь на носовое дыхание. Чередуем несколько раз и доводим дыхание через рот до одной минуты.
Упражнение 5.
Ребенку необходимо сделать вдох ртом и выдох в воду через пластмассовую трубку. Пузыри будут сигнализировать о правильном выполнении упражнения. Постепенно укорачиваем трубку, приближая тем самым лицо ребенка к воде. Кульминацией является опущенное лицо в толщу воды. Можно не обрезать трубку, а ставить на ней метки. Ребенок опускает голову, трубка погружается, и ребенок по метке, которая совпадает с кромкой воды, ориентируется, насколько близка конечная цель.
Упражнение 6.
Выполнение вдоха и выдоха ртом перед зеркалом. По команде «Вдох» ребенок набирает воздух ртом в легкие, по команде «Выдох» выпускает воздух через рот и нос. С позиций обучения обычного ребенка, выполнение упражнения перед зеркалом облегчает обучение. Ребенок видит выполняемые действия и сразу же может внести коррекцию Порой зеркало может не только ускорять освоение упражнения, но и являться усложняющим фактором, что также можно использовать в педагогическом процессе. Все зависит от восприятия ребенком свого отражения. Некоторые инвалиды боятся смотреть на себя в зеркало. В редких случаях ребенок не видит себя в зеркале вовсе.