Методика гидрореабилитации при ДЦП
Обеспечение уровня начального практического приобщения к физической культуре детей дошкольного возраста, освоение навыков «школа движений», являются важнейшими задачами, стоящими перед воспитателями и организаторами физического воспитания. В современных условиях работа по физическому воспитанию в дошкольном учреждении строится по единой, жёстко регламентированной программе воспитания и обучения в детском саду. Это неизбежно приводит к единообразию форм и методов воспитания, существенно ограничивает возможность педагогического творчества, ориентирует на унифицирование стандарта в оценке двигательной подготовленности ребенка, игнорируя индивидуальные особенности его развития.
С биомеханических позиций двигательный навык - очень сложная структура, в нем всегда имеются ведущий и фоновый уровни, ведущие и вспомогательные звенья, фоны в собственном смысле слова, автоматизмы и перепшфровки разных рангов и т. д. В не меньшей мере насыщен чисто качественной структурой сложностью и процесс его формирования. Истолкования образования двигательного навыка как создание условных связей принесло ощутительный вред главным образом тем, что оно оправдывало монотонное, пассивное заучивание, «зазубривание», в котором основное ударение делалось на количестве выполненных повторений. Крайне низкий полезный эффект такого метода вскоре заставил критически отнестись к нему и подвергнуть его решительной переоценке.
Дальнейшее развитие понятия «двигательный навык» получило в работах Д.Ф.Мосунова (1996). Автор, впервые изучая с дидактических позиций, двигательный навык как отражение субъективным проявлением конкретного двигательного опыта, показывает, что данная форма проявления носит соответствующий адекватный характер. Выполненное двигательное действие соответствует по своим характерным параметрам известному двигательному опыту. Напротив, умение, - означает отстающий характер проявления взаимоотношений двигательного действия двигательному опыту. С учетом, выше приведенного педагогического восприятия становится понятным, что любое двигательное действие инвалида не может соответствовать двигательному опыту здорового человека. Поскольку действия инвалида, например, с поражением опорно-двигательного аппарата из-за ампутации, не могут соответствовать двигательному опыту здорового человека - ампутированная конечность не сможет вырасти вновь. Действие взрослого человека, например, с ампутацией кисти, соответствует по определенным характеристикам двигательному действию другого взрослого человека с подобной ампутацией, но не соответствует движениям ребенка в силу отставания последнего от взрослого по физическому развитию.
По убеждению Т.П. Шамарина и П.И. Беловой (1999), больные церебральным параличом имеют огромные потенциальные возможности для развития важнейших для человека функциональных способностей и, прежде всего моторики при условии их формирования на базе схемы движения, в процессе мотивированного движения и сознательного его усвоения.
Развитие способности человека невозможно без процесса обучения и совершенствования, без индивидуума который обучается и человека - учителя или родителя, самого ученика при самообучении.
Проблема способности формирования и совершенствования двигательных действий человека является ведущей в процессе обучения и физического воспитания подрастающего поколения.
Формирование, согласно определению С.И.Ожегова, определяется как процесс «слагаться, приобретать законченность; физически развиваться, приобретая, зрелось форм».
Анализ предложенного определения с дидактических позиций передачи и усвоения знаний и опыта, в том числе двигательного, позволяет выявить, прежде всего, процесс само формирования, саморазвития организма человека и отнести его к «внутреннему» процессу учения. Активная деятельность ученика приобретает законченность и зрелость форм проявления в процессе нормального развития.