Методика гидрореабилитации при ДЦП
Особая важность решения проблемы обучения плаванию тяжело больных детей обусловлена оздоровительным, экологически чистым, не медикаментозным воздействием водной среды на развивающийся организм, активизирующим способности ребенка.
Методика индивидуального обучения плаванию детей с тяжелой формой церебрального паралича позволяет научить ребенка-инвалида плавать, предупреждает развитие опасных и особо опасных критических ситуаций для жизни и здоровья, открывает возможности достижения учеником качественно нового уровня двигательной и общественной активности.
Обучение плаванию ребенка с детским церебральным параличом включает: опознание тренером спонтанно выполненного движения ученика в условиях водной среды, как аналогичного какому-либо элементу системы движений пловца; оперативную разработку модели обучения; ее реализацию, обусловленную повторением этого движения с помощью тренера, а затем самостоятельного выполнения с образованием собственной манеры проявления целенаправленных двигательных действий.
Способность человека, это его умение целенаправленно проявлять, с учетом общественной необходимости и потребности, свои духовные, физические, интеллектуальные и психические свойства, определяющие уровень развития культуры общества. Решение проблемы способности характеризуется, прежде всего, умением общества создать необходимые условия для реализации генетической возможности человека, путем соответствующего обучения, воспитания и развития. В случаях отклонений в состоянии здоровья человека проявление способностей затрудняется.
Для восстановления утраченных или отстающих от нормативных возрастных умений используют средства и методы адаптивной физической культуры, для больных лиц - лечебную физическую культуру, физическую реабилитацию, гидрореабилитацию, спортивную тренировку.
В специальной литературе проблемы способности изучались как общие и специальные, педагогические, гидропедагогические, специальные - плавание; биологические; психологические; генетические.
Способность, согласно определению Большой советской энциклопедии, есть «психические свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения определенных видов деятельности. Способности не являются врожденными. Врожденными являются лишь так называемые задатки - природные анатомо-физиологические особенности организма, прежде всего мозга и органа чувств. Они имеют большое значение для развития тех или иных способностей».
Т.е. «способность» - это психическое свойство личности. Эта сторона способности получила дальнейшее развитие в психологии.
Изучение многообразия форм двигательных действий ребенка с заболеванием церебральным параличом позволило специалистам классифицировать поражения по соответствующим признакам, разработать подходы и методы лечения.
Известно, что двигательная деятельность детей является одной из основных физиологических составляющих нормального формирования и развития организма. Снижение двигательной активности у детей приводит к нарушению костно-мышечного аппарата, приводящее к изменениям вегето-сосудистой и дыхательной систем, нарушению обменных процессов, снижению работоспособности, изменению психики, что негативно влияет на их жизнедеятельность. Коррекция таких нарушений может осуществляться различными средствами, но наиболее доступными и эффективными является применение специальных физических упражнений.
Отсутствие или недостаточная физическая реабилитация, как правило, приводит к усугублению порочных установок, возникновению контрактур и деформаций, и, как следствие, к ограничению объёма движений и опорной функции в конечностях и возможностей позвоночника. Длительная акинезия в итоге затрудняет социальную адаптацию больного с ДЦП.