Методика гидрореабилитации при ДЦП
Одним из эффективных способов развития двигательных навыков у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата и детским церебральным параличом (ДЦП) являются занятия в воде. Упражнения в воде нередко сочетаются с подводным массажем (струя воды под водой, направляемая на тело медицинской сестрой по специальной системе).
Занятия в бассейне помогают людям с двигательными нарушениями выполнять движения нижними и верхними конечностями с большей амплитудой, быстрее осваивать то или иное упражнение и сокращать сроки реабилитации.
Физические упражнения в воде решают несколько задач:
- Развитие двигательных навыков при свободном движении конечностями и туловищем;
- Обучение плаванию;
- Обучение ходьбе.
Упражнения для суставов верхних и нижних конечностей можно производить в воде в различных положениях: как в горизонтальном, так и вертикальном.
При погружении тела в воду сопротивление воды оказывает постоянное и многомерное противодействие каждому движению. Это сопротивление в 12 раз превосходит сопротивление воздуха и требует от тела усилий в 3 раза больше, чем при занятиях на суше. В таком случае при каждом движении затрачивается больше мышечных усилий и энергии для преодоления сопротивления, так как сопротивление воды приводит к снижению скорости передвижения. Но снижение скорости зависит также от уровня погружения тела в воду и амплитуды движения. Максимальное использование рычагов тела в воду и амплитуды движения увеличивает площадь соприкосновения с водой при перемещении, что добавляет сопротивление.
Но если движения выполняются слишком медленно и с большей амплитудой, то они могут быть лишены эффекта, потому что движению тела будут помогать сила выталкивания и плавучесть. Соответственно, если движения слишком быстрые и выполняются с очень небольшой амплитудой, они будут тоже неэффективны, поскольку не прилагается достаточных мышечных усилий, необходимых для увеличения площади соприкосновения тела с водой. Сочетание таких упражнений, как медленный шаг с полной амплитудой движения и несколько ускоренный шаг с уменьшенной амплитудой, представляет собой эффективные способы двигательной реабилитации.
При выполнении различных упражнений под водой тело испытывает сопротивление. Если выполнять упражнения несколькими частями тела, то сопротивление движениям тела возрастает, затрудняя процесс передвижения и сохранения равновесия. Инвалиду потребуется сильно напрягать брюшные мышцы и совершать энергичные движения, чтобы сохранить равновесие и продвигаться дальше.
Эффективно используемая сила сопротивления воды помогает увеличить мышечную силу и выносливость, а также общее физическое развитие ребенка с ДЦП.
Движения головой при плавании и нырянии способствуют тренировке функций вестибулярного аппарата.
Своевременность и важность разработки проблемы обучения плаванию детей-инвалидов дошкольного и школьного возрастов обоснована, с одной стороны, многолетней практикой педагогов в процессе формирования и совершенствования двигательных действий в условиях водной среды и на этой основе повышения эффективности развития физических, интеллектуальных и психических качеств ребенка; с другой стороны, результатами научных разработок специалистов в которых отмечается ухудшение состояния здоровья детей, увеличение детской инвалидности, особенно с неврологическими заболеваниями, в том числе детским церебральным параличом; возникших различных синдромов, ухудшающих функцию клеток мозга, соматических и вегетативных систем.
Применяемые на практике методики обучения плаванию ребенка-инвалида разрешают, прежде всего, проблемы лечебной физической культуры. Однако они не учитывают: комплексного проявления в условиях водной среды тяжести и характера последствий заболеваний; возможности утраты освоенного умения плавать больным ребенком; жизненной необходимости оперативного, подчас мгновенного, планирования, формирования и контроля двигательных действий ребенка-инвалида в условиях водной среды; возможностей оперативного творческого создания системы условий формирования и оперативной разработки адекватных моделей эффективного индивидуального обучения плаванию детей с тяжелыми последствиями церебрального паралича; ранее, подчас с рождения, не известных ребенку, а потому и не усвоенных двигательных действий, либо утраченных в отличии от нормального развития; приобретенных» в силу особенностей формы и синдромов заболевания; непроизвольно выполняемых двигательных действий ученика; особенностей индивидуального обучения с учетом условий воспитания «домашнего ребенка», или при совместном пребывании в разных возрастных группах детского сада здоровых детей и детей с последствиями заболеваний.