Оценка деятельности сестринского персонала ожогового отделения со стороны пациентов и врачей
Рис. 38. Состояние удовлетворенности общением с сестринским персоналом со стороны больных (%)
На нарушения лечебно-охранительного режима в дежурное время указали 56% опрошенных, что также характеризует избирательный подход медицинских сестер к исполнению своих функциональных обязанностей, которые сводятся зачастую только к выполнению назначений врача и заполнению необходимой документации.
В связи с этим, на наш взгляд необходим более жесткий подход при контроле со стороны администрации отделений выполнения функциональных обязанностей сестрами.
Около 44% опрошенных родителей пациентов не удовлетворены поведением сестер. Наиболее частая причина данной неудовлетворенности, по мнению респондентов, лежит в отсутствии сострадания к боли, и связанной с этим грубости при частом обращении за помощью. На наш взгляд, это связано с отсутствием у среднего медицинского персонала знаний и умений, касающихся тактики поведения с детьми, испытывающими страх и тревогу.
Нередко в практической деятельности поведение сестры сводится к алгоритму действия боль- назначение болеутоляющих средств. При этом упускается психический компонент боли, понятие того, что значит боль для данного пострадавшего, реакция пациента на вмешательство.
Проведение семинаров сестринского персонала по проблеме боли, введение данного раздела в систему повышения квалификации среднего медицинского работника, позволит изменить сложившуюся ситуацию.
Должная психологическая подготовка больного ребёнка к предстоящим перевязкам, операциям нередко приводит к существенному снижению болевых ощущений, снимает чувство тревоги, страха.
Родителям пациентов было предложено оценить доступность информации о диете, лекарствах, диагностических исследованиях, уходу, капельницам, операциям, состоянии здоровья их детей (рис.39).
Рис. 39. Удовлетворенность пациентов полученной информацией от медсестры
Около 78,3% не удовлетворяет объём информации полученный у медсестры. В лучшем случае они получали невыразительный односложный ответ, в худшем - им было рекомендовано непосредственно обратиться к врачу. Нежелание и неумение сестёр дать исчерпывающую информацию по этому вопросу нередко приводит к отчуждению родственников, так как они расценивают ситуацию с двух позиций - не заинтересованности медицинской сестры и недостаточном уровне знаний последней. Данную проблему, на наш взгляд, можно решить при активизации участия среднего персонала в лечебной деятельности, расширения сферы общения с родственниками пациентов и самостоятельной работе по выполнению сестринского протокола ведения ожогового больного.
При интервьюировании многие опрашиваемые отмечали, что желательно со стороны заведующих и старших сестер отделения проводить при обходах опросы больных, касающиеся их удовлетворённости работой сестринского и врачебного персонала. Учитывая то, с какой охотой пациенты участвовали в проведении анкетирования, мы считаем целесообразным регулярное проведение социологических исследований для определения состояния удовлетворённости сестринской помощью, выявления скрытых проблем в организации работы отделения. Сравнивая результаты отзывов находящихся на лечении пациентов, администрация отделения может быть более объективно решать вопросы материального и морального поощрения сотрудников.
Так же в оценке качества работы медицинских сестер большое место занимает оценка сестринской деятельности врачебным персоналом. Многие врачи до настоящего времени не считают сестру равноправным участником лечебного процесса и имеют смутные представления о проводимой в России реформе сестринского дела. Врачебный персонал полностью переложил на представителей среднего звена здравоохранения не только мероприятия общего и специализированного ухода, но и выполнение некоторых манипуляций, традиционно относящихся к его сфере обязанностей, таких как внутривенные инъекции, катетеризация мочевого пузыря и др. Однако врачи сохранили мнение о сестре, в
лучшем случае, только как о хорошем помощнике (Лапотников В.А., 1996).
С целью изучения отношения врача к деятельности сестринского персонала специализированных отделений нами была создана анкета (Приложение 2), в которой содержался ряд вопросов, касающихся различных аспектов работы сестер. Нами были опрошены 22 врача ожоговых отделений, различных специальностей и возраста. Среди опрошенных врачей 18% (4 человека) занимали должность заведующих отделений, 45% опрошенных (10 человек) исполняли обязанности врачей - травматологов, 23% (5 человек)- врачей реаниматологов,14% (3 человека) врачей-анестезиологов (рис.40).
Рис. 40. Структура врачебного персонала (%)