Структура рабочего времени медицинских сестер ожогового отделения и реанимации
ведение сестринской документации (заполнение журналов, температурных листов, выборка из листов назначений, заполнение направлений на обследование, подача заявок консультантам, передача дежурств, списание израсходованных дорогостоящих препаратов )-21,8%;
получение медикаментов, обработка инструментария- 9,3%;
участие в пятиминутках, сестринских совещаниях- 9,7%;- подготовка рабочего места к работе- 5,3%;
уборка помещений, вскрытие флаконов- 11,8%;
переходы от процедурного кабинета к палатам- 6,2%;
личное время- 1,8%.
Рис. 24.
Хронометраж рабочего времени палатных медсестер (%)
Как следует из данных хронометража, за рабочую смену, на организацию сестринского ухода у палатной медицинской сестры уходит в среднем 34,1% рабочей смены; вспомогательная деятельность занимает 46,1% времени и прочая деятельность- 19,8% (рис.25).
Таким образом, мы видим, что на осуществление сестринского ухода приходится треть рабочего времени. Отмечаются большие затраты времени на заполнение документации, которые увеличиваются в зависимости от состояния тяжести пациента.
Это сказывается на затратах времени отводимого на манипуляции, вызывая нарушение алгоритма и снижая тем самым уровень сестринской помощи, что косвенно подтверждается увеличением числа осложненных форм ожоговой болезни.
Рис. 25.
Структура рабочего времени палатных медсестер (%)
Значительное сокращение личного времени, затрачиваемого на прием пищи, гигиену, перерывы, по нашему мнению, приводит к возрастанию утомляемости медицинского персонала и возрастанию риска допущения ошибок при выполнении профессиональных обязанностей. Это подтверждается данными проведённого нами психологического тестирования медицинских сестер, проводимого до начала рабочего дня и в конце смены.
Применялся выборочный буквенный тест Мюнстенберга. Методика направлена на определение избирательности внимания. Если в начале рабочего дня процент
ошибок составил до 10%, то есть были получены удовлетворительные
данные, то в конце рабочей смены процент ошибок составил
до 28% ( рис.26).
Данные психологического тестирования свидетельствуют
о высоком уровне утомляемости и снижении уровня внимания сестринского
персонала, что, несомненно, приводит, с одной стороны, к снижению
уровня обслуживания, а с другой стороны - к риску возникновения отклонений поведенческих реакций и формированию профессиональных заболеваний. Это подтверждается мнением старших сестер ожоговых отделений, о том, что наибольшее количество нарушений производственной дисциплины, невыполнение распоряжений руководства, погрешности в соблюдении санитарно-противо-эпидемического режима отмечаются в последние два часа рабочей смены.
Анализ структуры рабочего времени перевязочных сестер (рис.27) выявил значительные потери рабочего времени, связанного с необходимостью ожидания врачебного персонала, а также бригады анестезиологов для перевязок больных с глубокими и обширными ожогами. Данные потери составили в некоторые рабочие дни до 11,3%.
Рис. 26. Психологическое тестирование палатных медсестер (%)
В среднем, рабочее время перевязочных медицинских сестер можно представить следующим образом: - подготовка рабочего места к работе (накрывание стерильного стола, контроль наличия перевязочного материала, инструментария, одежды, лекарственных средств)- 11,2%;
непосредственное участие в перевязках- 23,4%;
санитарно-противоэпидемический режим перевязочной (текущая и генеральная уборка, обработка инструментария, рабочей одежды .)- 15,2%;
подготовка перевязочного материала- 19,8%;
доставка биксов в стерилизационную и из нее в перевязочную- 5,2%;
работа с документацией- 6,7%;
-получение перевязочного материала- 3,9%;
служебные разговоры - 1,8%;
внеплановые перевязки - 1,5%;
потеря рабочего времени- 5-11,3%;
личное время-6-0%
Колебания показателя личного времени перевязочных медицинских сестер связаны с особенностями потери рабочего времени, а также особенностями поступления контингента больных с обширными и глубокими ожогами. Наличие в штате персонала ожогового стационара и подразделений физического лица, выполняющего обязанности санитарки перевязочной, увеличит количество времени, которое может быть потрачено на контроль качества наложения повязок, работу по изучению нормативной базы и т.д.