Структура рабочего времени медицинских сестер ожогового отделения и реанимации
Для характеристики данной проблемы нами был проведён хронометраж и само хронометраж рабочего времени медицинских сестер различного профиля, работающих в структуре ожогового отделения, а также психологическое
тестирование для выявления уровня утомления в течение рабочей смены.
Изучение затрат рабочего времени выявило следующие погрешности в организации труда медицинских сестёр.
Структура рабочего времени старших медицинских сестер ожогового отделения и реанимации, полученная в результате хронометража в течение 10 дней представлена на рис.22.
На осуществление руководства медсестрами и младшим медицинским персоналом приходится -13,3%; на расстановку кадров среднего и младшего медицинского персонала и составление графиков работы -6,4%; обеспечение отделения медицинским инструментарием, медтехникой, медикаментами, предметами ухода- 11,1%; контроль санитарноэпидемического режима и внутреннего распорядка -11,7%; служебные разговоры-16,9%; составление порционных листов на питание больных- 4,1%; контроль движения за больными 5,6%; проведение обходов на отделении-9,7%; беседы с сотрудниками милиции, пожарными следователями, заполнение справок на запросы-5,4%; разрешение конфликтных ситуаций-6,3%; потеря времени на внеслужебные разговоры, передвижения-9,5%.
Рис. 22. Хронометраж рабочего времени старших медсестер (%)
Не малое время в потерях рабочего времени занимает поиск необходимой документации, сведений, так как ни одна из старших сестер не обладает навыками делопроизводства, осуществляет хранение деловых бумаг бессистемно.
Как следует из хронометража рабочего времени старших медицинских сестер, на выполнение непосредственных функциональных обязанностей отводится 85,1% рабочего дня, на выполнение несвойственных функций- 14,9%. ( рис.23).
Малое количество времени уделяется непосредственному контролю за работой сестринского и младшего медицинского персонала, санитарно- противоэпидемическому режиму отделения. Сестры-руководители не замечают время, потраченное на телефонные разговоры, перемещения, решение посторонних вопросов.
Обход отделений планируется старшей сестрой дважды в неделю и проводится совместно с общим обходом заведующего отделением. Традиционно закрепленными за проведением обхода являются понедельники и четверги рабочей недели. За календарный год не запланировано произвести ни одного обхода в дежурные смены выходного дня. Внеплановые обходы отделения проводятся только при возникновении ситуаций внешнего контроля (КРУ, СЭС и т.п.). Недостаточное количество времени, уделяемого со стороны сестёр-руководителей плановому контролю работы сестринского персонала, несомненно, отражается на качестве оказываемой помощи, состоянии производственной дисциплины. Контроль за качеством и своевременностью выполнения врачебных назначений, мероприятий но уходу и обслуживанию пациентов проводится во время общих обходов или в случае возникновения жалоб врачебного персонала.
Рис.23. Структура рабочего времени старших медсестер (%)
Старшими сестрами практически не проводятся беседы с пациентами, ухаживающими и сестрами-исполнителями о необходимости своевременности и четкости выполнения назначений, если не возникает конфликтных ситуаций. Затраты рабочего времени преимущественно на вопросы снабжения, статистики, решение хозяйственных проблем не позволяют старшим сестрам решать главные задачи - развитие сестринского персонала, организацию и координацию сестринской помощи в отделении.
Подобные взгляды на обязанности старших медицинских сестер сложились в существующей годами системе административной работы в отделении, в результате которой высококвалифицированные врачи и сестры, при назначении на должность заведующего отделением или старшей сестры превращались в работников-хозяйственников.
Структура рабочего времени, полученная в результате хронометража палатных медсестер (рис.24), при осуществлении ухода за больными детьми с нагрузкой 20 пациентов на 1 медицинскую сестру нами отмечено следующее распределение рабочего времени:
лечебная работа (участие во врачебных осмотрах, наблюдение за состоянием больного, консультации, выполнение назначений врача, забор материала для лабораторных методов исследования .) -20,2%;
осуществление мероприятий общего ухода (личная гигиена больного, помощь в кормлении, смена нательного и постельного белья, сопровождение в диагностические кабинеты, на процедуры .)- 13,9%;