Особенности труда медицинских сестер ожоговых отделений, их место и роль в современной системе здравоохранения
Объектом профессиональной деятельности в хирургических отделениях являются больные - страдающие люди, психика которых в определённой степени изменена заболеваниями, а часто и нерешенными психосоциальными проблемами, которые сами порождают болезнь (Калиниченко В.И. с соавт., 1996). Сестра должна быть внимательна к чувствам пациента, чтобы интерпретировать его глубинные мысли (Donabedian А., 1988;
Freund Peter E.S. et all, 1991; Proctor, S.t.,.Lordi S.L. , Zaiger D.S., 1993). Умение расположить больного, успокоить, внушить веру в выздоровление, чуткость и милосердие до настоящего времени являются незыблемыми ценностями (Якубовский И.Л. и соавт., 1983). Больной с термическими поражениями - это больной, который требует к себе особенного отношения (Кичатова ЕЛО, Филимонов А.А., 1997).
По мнению В.Ф. Чавпецова (1991), медицинский работник не
"обслуживает" больных, а олицетворяет служение, при котором отдает всё
лучшее, что в нем есть. Он служит интересам больных людей, ставя их интересы
выше каких бы то ни было других. Понимание человека человеком
совершается не только умом, но и сердцем. Сердечное чувство часто оказывается
проницательней и мудрее, чем самый рафинированный разум
(Двойников СИ., Кичатова ЕЛО., 1998).
Многие авторы (Dagum А.В. et all 1993; Guffith D.N.W., 1988 и др.) подчёркивают, что сестринская профессия наиболее тесно соприкасается с различными этическими дилеммами возникающими при оказании помощи между медицинским персоналом и больными в тяжелом состоянии, родственниками умирающих больных.
Пациенту очень важен не только физический уход. Любая болезнь, травма сопровождается комплексом психологических изменений которые требуют своевременной коррекции со стороны лечебного персонала (Мс Even, 1994; Passarelli С, 1994). Во время болезни многие становятся беспомощными, особенно это заметно у пострадавших от ожоговой травмы. Поэтому очень важна деятельность сестринского персонала, по выявлению потребности пациента в уходе, обучению само- и взаимоуходу, которые невозможно провести без активного внедрения в практику повседневной работы ожоговых стационаров сестринского процесса (Аганина Е.Н., Ведерникова О.Л., 2000).
По определению ВОЗ, под качеством медицинской помощи (КМП) подразумевается свойство медицинской услуги удовлетворять конкретные потребности больного человека в получении необходимой ему помощи. Создание в России всеобщей системы контроля было определено выходом в свет приказа МЗ РФ и Федерального Фонда обязательного медицинского страхования № 363/77 от 24 октября 1996 года " О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации". Цель контроля качества медицинской помощи определена как улучшение качества и эффективности медицинской помощи. К настоящему времени социально-гигиеническая наука и отечественное здравоохранение накопили определенный теоретический и практический опыт в сфере анализа, оценки и управления качеством медицинской помощи (Евдокимов Д.В., 1999). В литературе имеется несколько десятков определений этого понятия. Их многообразие связано как со сложностью социальных категорий медицины и медицинской помощи, объективно существующим множеством точек зрения различных субъектов на медицинскую помощь, так и с неоднозначностью самой категории «качество». Чаще всего КМП рассматривается как содержание медицинской деятельности в процессе оказания медицинских услуг с точки зрения ее сложности, напряженности, трудоемкости, требуемого уровня квалификации (Евдокимов Д.В., Кравченко Ы.В., Пятигорец И.Н., 1996). По мнению других авторов - КМП - это содержание взаимодействия врача и пациента, основанное на квалификации профессионала, то есть его способности снижать риск прогрессирования имеющегося у пациента заболевания и возникновения нового патологического процесса, оптимально использовать ресурсы медицины и обеспечивать удовлетворенность пациента от его взаимодействия с медицинской подсистемой (Чавпевцова В.Ф. с соавт., 1995). По мнению части авторов - КМП - есть соответствие ее структуры, процесса, результата и стоимости установленным для их требованиям (Болоняева Ы.А., 1995; Быкова Ж.Е., 1996; Верепцов М.М., Чепур- ненко Н.В., 1996). Надлежащее качество медицинской помощи - это соответствие оказанной медицинской помощи современным представлениям о ее необходимом уровне и объеме при данном виде патологии с учетом индивидуальных особенностей больного и возможностей конкретного медицинского учреждения (Винокуров Б.Л., 1993).