Психологическая реабилитация
3. Упражнение «тепло», «легкость», «свобода в груди».
«Приятное чувство легкости и свободы все полнее и отчетливее», «Нежное тепло согревает мою грудь», «Необыкновенно легко и свободно в груди».
На освоение указанных упражнений требуется 8-10 занятий. На последующих занятиях закрепляют полученные навыки с акцентированием внимания больных на преодолении имеющейся психопатологической симптоматики, на формулы, направленные на устранение опасений, тревоги и страхов, на улучшение общего самочувствия, настроения, укрепления воли и уверенности в собственных силах, на «возвращение в строй»: «Тревога, беспокойство, страхи ушли», «Меня ничто не волнует и не беспокоит», «Полный покой, полный отдых», «Я буду спокоен всегда и везде, в любой обстановке и в любой ситуации» и т. д.
Следует рекомендовать больным регулярно проводить самостоятельные тренировки после освоения курса аутогенной тренировки с врачом-психотерапевтом.
Необходимо отметить, что упражнения «тяжесть» и «сердце» классического метода аутогенной тренировки для больных ИБС противопоказаны. Попытки освоить эти упражнения нередко сопровождаются ощущениями вялости, слабости, недомогания, а иногда и болью в области сердца и за грудиной, сердцебиением. Больные начинают излишне фиксировать внимание на работе сердца, у них оживляются мрачные представления о болезни.
По мнению N. К. Wenger и Н. К. Hellerstein (1978), аутогенная тренировка полезна для больных, перенесших ИМ, но не все люди в состоянии овладеть этим методом в связи с особенностями психики. Применять психотропные препараты можно с осторожностью, только по согласованию с психотерапевтом или с психиатром. Назначать «малые» транквилизаторы и снотворные препараты может лечащий врач. Некоторые специалисты полагают, что психотропные препараты показаны лишь в тех случаях, когда период психопатологических реакций затягивается до 3 мес и более.
Поскольку в формировании правильного отношения к заболеванию, к лечебным и реабилитационным мероприятиям важную роль играют супруг (а) и другие ближайшие родственники, значительную часть занятий «Школы для больных, перенесших ИМ, и их родственников» следует проводить уже на стационарном этапе реабилитации. Более того, некоторые беседы программы в индивидуальном порядке целесообразно проводить уже в первые дни болезни. Информацию о сути заболевания следует дать больному еще в остром периоде ИМ. Беседу о вреде курения, о борьбе с излишней массой тела - привычках, которые трудно преодолеваются больными, также лучше проводить в раннем периоде заболевания, когда еще живы воспоминания о тяжести состояния и страхе смерти, пережитые больным в острой стадии ИМ.
В стационарах, где имеются отделения реабилитации, или в крупных кардиологических отделениях всю программу «Школы для больных, перенесших ИМ, и их родственников» целесообразно реализовать на стационарном этапе реабилитации.
Задачи медицинской реабилитации на стационарном этапе - достижение положительной динамики и стабилизации клинического состояния, показателей инструментальных и биохимических методов исследования, предупреждение, ликвидация или уменьшение выраженности осложнений - решаются в рамках проводимого лечения.
В итоге осуществления всей программы реабилитации стационарной фазы больные должны быть полностью подготовлены к переводу в специализированные отделения реабилитации кардиологических санаториев или выписаны домой (при наличии противопоказаний к продолжению реабилитации в санатории).