Моральный долг
Знание и соблюдение средними медицинскими работниками основных требований профессиональной этики и деонтологии во взаимоотношениях между собой, а также с больными и их родственниками духовно обогащают повседневную работу, усиливают действенность основных лечебных факторов, способствуют выздоровлению больных.
Особенно сложными в правовом и деонтологическом отношениях являются вопросы, связанные с новыми активными и рискованными методами диагностики и лечения, не вошедшими в широкую практику, операциями пересадки органов от одного человека другому, а также от трупа и т.д.
В данном труде не затрагиваются в широком плане вопросы истории и существа проблем трансплантации органов и тканей, а дается лишь один их аспект - этикодеонтологический, который так же, как и другие разделы этой науки, имеет довольно много спорного и неясного.
При решении проблемы пересадки органов, особенно применяя современные возможности реаниматологии и медицины в целом следует учитывать, что само подразделение смерти на клиническую и биологическую весьма условно. Нуждаются в пересмотре и критерии так называемых необратимых процессов, обусловливающих переход от клинической смерти к биологической.
Касаясь проблемы трансплантации органов, необходимо рассматривать пациента даже в тяжелой стадии болезни, прежде всего как личность, представляющую самую высокую ценность для общества и государства в плане всех максимальных возможностей спасения жизни современными апробированными средствами.
Врач всегда должен помнить о золотом правиле, которое рекомендовано нашими учителями, русскими врачами, о том, что мы можем предложить больному тот или другой метод лечения, даже опасный, рискованный или новую операцию лишь в том случае, если мы можем рекомендовать применение этого метода самому себе или своим близким.
Жизнь не стоит на месте. Она предъявляет к медицине, врачам все новые требования. Во всем мире сегодня широко обсуждается вопрос о том, что бурное развитие медицинской науки и техники не только порождает новые успехи и надежды, но и заставляет перестраивать систему медицинской помощи населению, вынуждает к серьезному пересмотру некоторых норм не только врачебной тактики, но и этикодеонтологических основ.
Дальнейшее развитие деонтологических норм, их совершенствование и роль в формировании медицинских работников тесно связаны с организационными задачами здравоохранения, прогрессом науки и техники, новым уровнем социального развития страны. Известно, что после победы Великой Октябрьской социалистической революции основное внимание уделялось сети практического здравоохранения, в первую очередь, увеличению количества врачей, лечебных учреждений, обеспечению их оборудованием и медикаментами.
Лечить больного, а не болезнь - один из руководящих принципов медицины, истоки которого мы находим в трудах и деятельности классиков - отечественных врачей. В деонтологии этот принцип отражается также и в требовании глубокого, всестороннего познания больного, всех его особенностей - возрастных, конституциональных, профессиональных, социальных, бытовых и многих других. Иначе говоря, требования врачевания и деонтологии исходят из одних и тех же основополагающих позиций и неразрывно, органически связаны друг с другом.
Нельзя представить себе подлинное врачевание без соблюдения принципов деонтологии и этики. И.В. Давыдовский писал, что врач лечит больного человека, учитывая его индивидуальность и разнообразие болезни. Определенная негативная сторона специализации заключается в том, что она может направить врача на путь локалистического мышления, которое в сочетании с суггестией, предвзятостью нередко превращает его в ремесленника. Эта опасность - реальная и с ней ведется борьба, в частности, организационными формами самой системы здравоохранения (подготовка врачей широкого профиля, знающих теорию и практику медицины, интеграция ряда служб, создание крупных центров и больнично-поликлинических комплексов и др.).