Моральный долг
Соблюдение деонтологических требований в равной степени обязательно для медицинских работников всех категорий, но особенно важно это для средних медицинских работников, как отряда, наиболее многочисленного по количеству и весьма ответственного за реализацию лечебно-диагностических и профилактических назначений врача.
По своим профессиональным обязанностям фельдшер, акушерка, медицинская сестра большую часть своего рабочего времени находятся в общении с больными, они в любое время суток наблюдают за поведением больных, кормят и выхаживают их. Это особенно относится к медицинской сестре. Уже в самом названии должности, - «медицинская сестра», а в прошлом «сестра милосердия» заложено большое морально-этическое содержание. Будучи среди медперсонала самым близким и доверительным для больного лицом, медицинская сестра своими знаниями и мастерством, участием в его переживаниях и внимательностью при выполнении врачебных назначений, проявлением гуманизма и осознанным исполнением профессионального долга вносит неоценимый вклад в дело восстановления здоровья больных.
Медицинской сестре больной доверяет многие, самые сокровенные тайны своей болезни, личной и, в том числе, интимной жизни. Вот почему требование строгого соблюдения деонтологических норм и высокой профессиональной культуры в работе с больными и здоровыми людьми является обязательной и весьма ответственной стороной ее деятельности.
В последние годы медицинскую деонтологию принято называть душой медицины, а иногда и наукой о высокой культуре медицинского обслуживания здоровых и больных. Деонтология и культура обслуживания больных взаимно дополняют друг друга, делают труд медицинского работника профессионально грамотным, для здравоохранения нужным, а для больных - приятным и полезным.
В медицинском коллективе следует учитывать индивидуальные, характерологические черты каждого его члена, зная его положительные стороны, умело опираться на них в повседневной деятельности. Наряду с этим необходимо добиваться, чтобы заостренные черты характера отдельных медработников не оказывали отрицательного влияния на производственный процесс, на состояние деловых взаимоотношений между членами коллектива.
Еще Гиппократ говорил, что человек, посвятивший себя медицине, должен быть бескорыстным, скромным, хладнокровным, обладать здравым смыслом, избегать шарлатанства, необузданности, ненасытной алчности.
Мораль медицинского работника предусматривает добросовестный и бескорыстный труд во имя здоровья людей, выполнение медицинского долга в любое время дня и ночи, в любых условиях, а не только на работе. При этом предусматриваются теплое, чуткое, внимательное отношение медработнику к больному, стремление оправдать его доверие.
В моральном облике среднего медицинского работника должны преобладать такие личностные качества, как сдержанность, терпение, умение владеть собой в самых сложных и даже непредвиденных ситуациях. Он должен дорожить честью принадлежности к самой гуманной человеческой профессии, уметь достойно держать себя в коллективе, проявлять тонкий профессиональный такт.
Моральные качества медработника носят не врожденный, а приобретенный характер. Они появляются и совершенствуются в той социальной среде, в которой человек рос, учился и продолжает работать. Поэтому их приобретение и совершенствование должно быть результатом не только организованного воспитания, но также настойчивого и целенаправленного самовоспитания на примерах учителей, товарищей по работе и умудренных опытом наставников. Только в условиях коллективного труда у медицинских работников формируются положительные моральные качества, а их моральное сознание приобретает осмысленный, деловой характер. В коллективе средний медицинский работник утверждает себя как личность, воспитывает в себе критическое отношение к исполняемым обязанностям, раскрывает свои нравственные возможности.