Методы контроля
При определении тем реферативных работ принимается во внимание:
степень подготовленности учащихся к самостоятельной работе;
интересы учащихся.
Основная цель, к которой стремится преподаватель, давая ученикам работу при составлении рефератов - научить школьников работать с научной литературой. Большую помощь в приобретении навыков работы с литературой оказывает деятельность по рецензированию рефератов самими учащимися. Это работа способствует активизации познавательной деятельности. Наиболее интересные рефераты заслушиваются на занятиях в классе.
Практическая проверка занимает особое место в системе контроля. Она позволяет выявить, как учащиеся умеют применять полученные знания на практике, насколько они овладели необходимыми умениями. Для практической проверки предлагаются самые разнообразные задания, например: провести измерения давления, температуры, дыхания, пульса; определить причины заболеваний; изготовить перевязочные материалы и т.д.
Стандартизированный контроль предусматривает разработку тестов. Тест - проба, испытание. Родоначальник тестового контроля знаний - Сидней Пресли. Для оценки результатов выполнения теста по каждому тесту вырабатывается эталон, т.е. полный и правильный ответ.
Педагогический тест - это система заданий возрастающей трудности и специфической формы, позволяющая качественно оценить структуру и измерить уровень знаний.
Педагогический тест разрабатывается для контроля представлений, знаний и умений. Тест состоит из заданий, высказываний или утверждений с ответом. Высказывание может быть истинным или ложным.
Требования к заданиям в тестовой форме: краткость, логическая форма высказывания, правильность расположения элементов задания, фасетность (вариативность). Уровень трудности задания определяется эмпирическим путем. Задания в тестовой форме не должны быть амбивалентными, то есть они должны быть поняты всеми учащимися одинаково. Применяются 4 основные формы заданий в тестовой форме: открытая форма, с выбором правильного ответа (закрытая форма), на установление соответствия, на установление правильной последовательности. Практика показывает, что метод тестового контроля знаний способствует активизации познавательной деятельности студентов, делает занятие интереснее, процесс усвоения осмысленнее, а контроль знаний учащихся - более объективным и систематическим.