Организационные формы обучения
В заключении он формулирует основные выводы, дает установку для самостоятельной работы, методические советы, отвечает на вопросы.
Как было отмечено выше, лекция дает лишь представление об изложенном материале: у слушателей формируется первичное восприятие нового материала. В этой связи по ходу лекции или в конце педагогу целесообразно давать небольшие задания на осмысление нового материала.
Как начать лекцию? Прежде всего нужно возбудить любопытство слушателей - например, рассказать случай из жизни, имеющий отношение к лекции, задать вопрос или привести данные из литературы. Можно также связать тему лекции с жизненно важными интересами слушателей.
Как сделать ясным смысл лекции? Выступая перед учащимися избегать непонятных для них медицинских терминов. Излагать свои мысли простым языком, чтобы они понятны были детям. Повторять главные мысли, но в разных формулировках. Использовать зрительное восприятие слушателей. Где возможно, применять схемы, картинки, алгоритмы действий, статистические данные.
Как закончить лекцию? Учтите, то, что, сказано в конце, слушатели помнят дольше. Заканчивайте выступления кратким резюме изложенного материала. Сделайте так, чтобы интересное начало и эффектный конец были связаны друг с другом.
Какова должна быть продолжительность лекции? Сколько можно приводить цифровых данных? Какое количество проблемных вопросов следует освещать? Согласно исследованиям активное внимание слушателей и усвоение информации ограничивается интервалом 40-45 минут при дискуссионной форме лекции. Поэтому академический час равен 45 минут. На лекции должны быть рассмотрены от трех до пяти главных вопросов, приведены от пяти до семи фактических данных. Цифровые данные не следует концентрировать в одном разделе.
Какой критерий использовать при отборе материала? Лектор - педагог, учитель, и одновременно профессионал по проблеме лекции. Поэтому он подбирает материал самостоятельно и выстраивает логику лекции в соответствии со своим опытом, видением научных проблем и методики обучения.
Практические занятия как форма организации самостоятельной работы под руководством преподавателя преследует цель закрепления и систематизации знаний. Для проведения практического занятия в учебном плане предусматриваются специальные часы, разрабатывается план и технологическая карта, где указываются цели обучения. В ходе практических работ учащиеся должны овладеть умениями и навыками выполнения медицинских процедур, оказания помощи пострадавшим при неотложных состояниях.
Семинары - форма учебных занятий, на которых под руководством преподавателя учащиеся обсуждают вопросы изучаемой темы. Дидактические цели семинарских занятий: углубление, систематизация, закрепление знаний, превращение их в убеждения, проверка знаний, привитие умений самостоятельной работы с книгой, развитие культуры речи.
В зависимости от способа проведения выделяются следующие виды семинаров.
развернутая беседа по заранее известному плану - наиболее распространенный вид. Семинар проводится в форме развернутой беседы по плану с кратким вступлением и заключением преподавателя, предполагает подготовку к занятиям всех учащихся по всем вопросам плана семинара, позволяет вовлечь максимум учащихся в активное обсуждение темы. Достигается это путем заслушивания развернутого выступления нескольких учащихся по своим вопросам плана, дополнений других, рецензирования выступлений, постановки проблемных вопросов.
небольшие доклады учащихся с последующим обсуждением участниками семинара.
Подготовка реферата - более высокая форма творческой работы учащихся, по сути он представляет собой сочинение, законченный труд.
Дополнительные занятия - в виде индивидуальных или групповых консультаций занимают в учебной работе большое место. Такие занятия большей частью проводятся с отстающими учащимися, однако такие дополнительные занятия необходимо проводить и для наиболее способных, отлично успевающих учащихся.