Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся при составлении программы курса «Сестринское дело»
Умения - есть сознательная деятельность или способность осуществить ту или иную деятельность на основе имеющихся знаний, готовность к практически целесообразным действиям. Если умение путем многократного повторения доведено до степени автоматизма, можно считать, что оно перешло в навык.
Навыки - действия, которые вследствие многократных повторений становятся автоматическими, выполняются без видимого контроля со стороны сознания.
Умения и навыки вырабатываются на основе знаний. Поэтому знаниям принадлежит ведущая роль в обучении.
Обучение и воспитание детей - составная часть жизнедеятельности человеческого общества. Долгое время педагогику определяли как науку о воспитании подрастающих поколений, поэтому ее задачи сводились к воспитанию детей и подростков.
Воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на развитие человека с тем, чтобы подготовить его к выполнению определенных ролей в жизни.
Обучение, образование и воспитание взаимосвязаны. Воспитание является обязательным следствием обучения, образования. Известно, что положительные примеры одних людей порождают добрые поступки других, как следствие, - хорошее воспитание. При обучении вырабатывается - целенаправленно или стихийно - и поведение учащихся. Можно сказать, что образование - это воспитательное воздействие на человека через специально отобранные и особым образом систематизированные знания и через организацию познавательной деятельности обучаемых.
Социальная функция обучения заключается в формировании личности, соответствующей социальным требованиям.
Педагогика в сестринском деле устанавливает влияние воспитания на формирование здоровой личности. Основными задачами педагогики в сестринском деле являются разработка теории и методики медико-образовательной деятельности, разработка системы воспитания здорового человека, воспитание осознанного отношения человека к вопросам своего здоровья.
Воспитание здорового человека осуществляется в единстве с умственным, нравственным, эстетическим и патриотическим образованием. Для того, чтобы решать эту задачу, медицинская сестра должна понимать общую цель и задачи воспитания, разбираться в содержании, методах и формах воспитания и обучения, умело применять педагогические знания в практике своей сестринской деятельности.
Овладение знаниями, умениями и навыками может происходить в двух вариантах построения учебного процесса: репродуктивном (воспроизводящем) и продуктивном (творческом).
Репродуктивный вариант включает восприятие фактов, явлений, их последующее осмысление (установление связей, выделение главного), что приводит к пониманию. Основное из понятого учащийся должен удержать в памяти.
Продуктивный вариант построения учебного процесса содержит ряд новых элементов.
Данный вариант состоит из ориентировочного, исполнительского и контрольно-систематизирующего этапов. Добывание, применение знаний здесь носит поисковый, творческий характер. Учебный процесс в этом случае представляется как цепь учебных ситуаций, познавательным ядром которых являются учебно-познавательные задачи, а содержание - совместная деятельность педагога и обучаемых над решением задач с привлечением разнообразных средств познания и способов обучения.