Методика гидрореабилитации при эпилепсии
Двигательные умения и навыки имеют ведущее значение для воспитания и развития человека. Данное положение, активно развивают специалисты адаптивной физической культуры, биомеханики плавания и гидрореабилитации.
Выявленные закономерности переноса двигательных умений и навыков, сформированных в водной среде «на сушу» и обратно с «суши» «на воду», в том числе, детей-инвалидов (www.Alfavisa.com; www.Alltheweb.com; www.yaca.yandex.ru), позволили разработать эффективные средства и методы формирования, совершенствования и развития двигательных действий человека с ограниченными возможностями в условиях водной среды.
В специальной медицинской литературе встречаются отдельные организационные рекомендации ведущих российских эпилептологов (Быков А.В. http://www.neuro.net.ru/bibliot), зарубежных специалистов государственных и общественных организаций к занятиям плаванием. Описание некоторых ограничений при плавании приводятся в рекомендациях международной антиэпилептической лиги, специалистами по гидрореабилитации и обучению плаванию детей-инвалидов.
Представляется, что в связи с судорожной готовностью ребенка, для обеспечения его безопасности, во время проведения занятий плаванием жизненно необходимо нахождение тренера вместе учеником в условиях водной среды. Однако, не удалось обнаружить собственно методик индивидуального обучения плаванию и гидрореабилитации детей, страдающих эпилепсией. Встречаются лишь отдельные фундаментальные исследования по гидрореабилитации детей с различными формами церебрального паралича, некоторые из которых характеризуются признаками судорожной готовности.
Теоретическое и экспериментальное изучение взаимоотношений тренера и ребенка с эпилепсией в условиях водной среды позволяет объединить две стороны педагогического процесса в единую систему индивидуального обучения плаванию и гидрореабилитации, включающую: цель; задачи дидактические и гидрореабилитационные; классификацию дидактических взаимоотношений тренера и ученика по принципу «сознательности и активности», с учетом степени состояния сознания ребенка с эпилепсией; моделирование методики обучения плаванию и технологий интенсивной гидрореабилитации; идентификацию тренером дидактических сигналов опасности о начале приступа у ребенка в воде; технологии действий тренера по предупреждению и преодолению в воде приступов у ребенка с эпилепсией; оценку характеристики проявления двигательных действий и поведения ребенка с эпилепсией в условиях водной среды; средства формирования двигательной активности и улучшения состояния сознания ребенка; средства обучения самостоятельному плаванию.
Классификация дидактических взаимоотношений тренера и ребенка с эпилепсией по принципу «сознательности и активности», с учетом степени состояния сознания ребенка с эпилепсией, создает теоретическую базу для научного обоснования и экспериментального апробирования средств и методик индивидуального обучения плаванию и гидрореабилитации.
С.Л.Шпаком (2002) впервые систематизированы данные о дидактических сигналах опасности об эпилептическом и неэпилептическом приступе ученика в воде. Знания тренером сигналов опасности позволяют обеспечить безопасную организацию занятий в воде, и повышают эффективность оперативной деятельности тренера по предупреждению приступа или преодоления его последствий у ребенка с эпилепсией.
С.Л.Шпаком разработана и изучена дидактическая модель преодоления тренером последствий эпилептического приступа с утратой сознания в воде, умеющего плавать ребенка с эпилепсией. Обобщенные данные о выявленных характерных педагогических и гидродинамических особенностях техники выполнения необходимых действий тренера с учеником положены в основу научного обоснования практических рекомендаций.
Разработка и применение классификации дидактических взаимоотношений тренера и ребенка с эпилепсией в условиях их совместного пребывания в воде является необходимой теоретической базой для разработки и обоснования средств и методов индивидуального обучения плаванию и гидрореабилитации.
Проявление эпилептического или неэпилептического приступа в воде у ребенка с эпилепсией требует характерного опознания и предупреждения тренером опасных ситуаций, связанных с неожиданным быстрым изменением двигательной активности или с неадекватным поведением ученика. Дидактические сигналы опасности о характерном приступе позволяют тренеру предупреждать или преодолевать эпилептические приступы ребенка в воде.