Состояние здоровья детей в Республике Беларусь
Здоровье нации определяется, прежде всего, здоровьем детей и подростков. Уровень развития подрастающего поколения, а также его физический и умственный потенциал могут стать предпосылками выхода республики из тяжелого социально-экономического кризиса.
Верховный Совет и Кабинет Министров Республики Беларусь приняли ряд законов и постановлений, обеспечивающих законодательную базу охраны здоровья подрастающего поколения. Законы "О здравоохранении", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О правах ребенка", Государственная программа "Здоровье", межведомственная программа "Охрана материнства и детства в условиях воздействия последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС" наметили основные направления охраны здоровья детей и подростков.
Вместе с тем, в связи с социально-экономическим кризисом последних лет усиливаются отрицательные тенденции в динамике здоровья детского населения: растет численность детей с хронической патологией и морфофункциональными отклонениями, остается высокой острая заболеваемость. Ухудшение здоровья детей обусловлено не только экономической нестабильностью, но и нарастающими масштабами загрязнения окружающей среды, широким распространением вредных социальных привычек и болезней, слабым внедрением здорового образа жизни и рядом других причин. Это несомненно отразится и на здоровье последующих поколений.
В школьной популяции увеличивается численность детей хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями, заболеваниями крови, нарушениями зрения, растет гастроэнтерологическая, аллергическая, эндокринная и нервно-психическая патология. Хронические заболевания в настоящее время диагностируются в среднем у 40-45% школьников, а среди считающихся здоровыми около 70% - дети с различными морфофункциональными нарушениями. Численность полностью здоровых школьных коллективов в среднем не превышает 15% и снижается до 7% в старших классах, где заметно увеличивается доля учащихся с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе с хронической патологией. Как правило, формирование хронических заболеваний у школьников начинается с 11-12 лет.
До 49% учащихся первых классов имеют отклонения в состоянии здоровья (группа риска). К моменту приема в 5 классы количество здоровых детей (1-я группа здоровья) снижается на 53,6%, а количество детей с хронической патологией и функциональными расстройствами (3-я группа здоровья) увеличивается на 86,6%. В различных возрастных группах от 12% до 43% детей имеют функциональные отклонения по двум и более признакам. К окончанию школы не более 7% детей могут считаться здоровыми (1-я группа здоровья).
Уменьшается финансирование на строительство, реконструкцию и ремонт школьных зданий. Учебно-воспитательные учреждения не обеспечиваются мебелью различных ростовых групп, освещенность учебных помещений остается ниже установленных гигиенических нормативов, что определяет стабильно высокие уровни и негативную динамику нарушений осанки и остроты зрения.
По-прежнему актуальна проблема сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Общеизвестно, что основной группой риска являются дети и подростки, у которых в результате радиационного воздействия отмечается перенапряжение адаптационных систем организма, истощение защитных соматических и нервно-психических механизмов.
Оздоровление детей и подростков следует проводить не только в летние месяцы, но и на протяжении учебного года с максимальным использованием каникул и выходных дней. Однако в большинстве общеобразовательных учреждений отсутствуют условия для организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. В этих условиях еще большее значение приобретает повышение эффективности оздоровления детей в летний период.
Одна из важнейших современных профилактических задач - формирование здоровья подрастающего поколения через гигиеническое воспитание и обучение здоровому образу жизни.
Решение этой задачи требует создания и внедрения в учебно воспитательных учреждениях республики комплексной интегральной программы систематического обучения детей и подростков здоровому образу жизни. Нуждаются в пересмотре учебные планы и программы обучения основам медицинских знаний в педагогических учебных заведениях. Необходимо значительно увеличить объем преподавания вопросов гигиены и профилактики заболеваний детей и подростков, обучения здоровому образу жизни дошкольников, школьников.