Характеристика эпилепсии как заболевания
Под эпилепсией (от греческого слова epilambano - схватываю), специалисты понимают хроническое прогрессирующее заболевание, проявляющееся пароксизмальными расстройствами сознания, приступами судорог, застывания, вегетативными пароксизмами, а также нарастающими изменениями в эмоционально-психической сфере, регистрируемыми в межприступном периоде.
Эпилепсия считается одной из наиболее распространенных неврологических заболеваний в мире, в 10 раз чаще рассеянного склероза и в 100 раз чаще болезни двигательных нейронов (Богачева Т.В., 1998 а, 1998 б). Как сообщает Калинина Л.В. (http:www), со ссылкой на National Society for Epilepsy (1993) более 5% населения земли имеют эпилептические приступы, а от 0,8-11,2% (Карлов В.А., 1990) до 2% имеют повторные приступы, страдая эпилепсией. Число людей с эпилепсией на планете насчитывается не менее 30 миллионов, в России приблизительно 1,5-3 млн. и продолжает увеличиваться. Например, в России количество детей с эпилепсией с 1977 по 1999 год увеличилось в 1,3 раза. По данным Госкомстата РФ (2000) обращаемость в медицинские учреждения по эпилепсии и эпилептическому статусу, насчитывала 94746 детей до 14 лет.
Считается, что в России активной формой эпилепсии страдает около 800000 детей и подростков. При этом распределение по возрастному составу детей составляет: 6 месяцев - 1,4%; 12 мес. - 20%; 3 года - 26%; 6 лет - 36%, 6-12 лет -14%.
Главный детский невролог министерства здравоохранения Российской Федерации, доктор медицинских наук, профессор А.С. Петрухин (2000) указывает на опасность для жизни эпилептических припадков, в частности, смерти во время припадка, что составляет 3,22% случаев и может возникать в результате несчастного случая - утопления в 19% случаев.
Данные средних значений утопления - более 26 тысяч ежегодно погибших на воде из них 23% детей до 14 лет, мы находим в совместном постановлении Секретариата ЦК ВЛКСМ, Коллегии Министерства просвещения СССР и Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению массового обучения населения плаванию» (31 августа 1979г.).
Отметим, большую значимость выделения педагогической деятельности ведущими медицинскими специалистами в области эпилепсии (Семенова К.А., 1986; Болдырев А.И., 1990;) как одного их главных направлении в развитии формировании ребенка с эпилепсией.
А.С. Петрухин (2000) подчеркивает, что целью врача-невролога являются ранняя диагностика и адекватная терапия, а затем длительная работа педагога и психолога.
Принципиально существенно, что в период детства, когда идет интенсивное развитие мозга, приступы эпилепсии могут привести к изменениям психики и нарушения поведения ребенка (Бадалян Л.О., 1975). С 1997 года Всемирная организация здравоохранения, международная противоэпилептическая лига и Бюро по эпилепсии (Internationalen Liga gegen Epilepse) объявили компанию под лозунгом «Эпилепсия - из тени». С целью снятия социального клейма, формирования уважения и признания особенностей образа жизни людей с эпилепсией, эти организации определили эпилепсию как одно из приоритетных направлений в здравоохранении. В «Рекомендациях международной антиэпилептической лиги (ILAE)» указаны «Ограничения для детей с эпилепсией», в частности, предусмотрено предложение по организации занятий плаванием лицам с эпилепсией только под наблюдением инструктора (Богачева Т.В., 1998; http://www.apteki.nnov.ru).
Все это указывает на жизненную необходимость своевременной помощи специалистов, в том числе, в области физической, адаптивной физической культуры и гидрореабилитации в формировании и становлении активной деятельности ребенка в условиях водной среды.
Общими признаками ведущими, как для эпилепсии, так и для «другого множества заболеваний», является «двигательный стереотип судорожной реакции» и «судорожная готовность». Двигательный стереотип судорожной реакции - эволюционно закрепленный механизм реагирования, свойство реактивности нервной системы не только человека, но и позвоночных животных. Судорожный стереотип может реализоваться в здоровом организме, например, в результате некоторых инфекционных заболеваний, интоксикации, воздействия электрического тока.