Влияние занятий плаванием на организм человека, страдающего различными заболеваниями
Условия организации воспитания и образования детей в Российской Федерации в семье, проживающей летом в городе, на даче или загородном участке при расположенном рядом водоеме, свидетельствует о том, что иногда чрезвычайно трудно родителям и родственникам ребенка-инвалида, в том числе, страдающего эпилептическими припадками, предупредить его от самостоятельных купаний в открытых водоемах, реках, озерах и морях. В этих ситуациях вполне реально утопление в результате отсутствия умения плавать, а не от проявления приступа эпилепсии у ребенка в воде.
В доступных нам литературных источниках, не удалось обнаружить и статистических данных об утонувших больных с эпилепсией к общему количеству погибших от утопления, например, в 1978 году по данным ЮНЕСКО утонуло 120 тысяч человек в мире, из них 3% составляли дети до 13ти - летнего возраста.
Результаты изучения правовых источников, специальной научной и методической литературы позволяют выявить правовые, организационные и технические предпосылки для обучения плаванию и гидрореабилитации в условиях совместного пребывания в воде тренера и ребенка-инвалида. Правовые предпосылки.
Впервые на международном уровне «Всеобщая декларация прав человека» т ООН (1948) утверждает право материнства и младенчества «на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой» (ст. 25, п. 2).
Подчеркивая особую важность для народов всех стран, проблему воспитания подрастающего поколения, ООН принимает «Декларацию прав ребенка» (1959), в которой, в частности, предупреждает: «ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальный режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния» (ст. 5).
Выделим для анализа из вышеприведенных документов два важных признака необходимых для обоснования социальной необходимости организации занятий с ребенком эпилептиком в водной среде: «особое попечение и помощь», «должны обеспечиваться специальный режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния».
Ребенок с эпилепсией является инвалидом с детства, что соответствует настоящему пункту 1 «Декларации .» и пользуется правом по пункту 5 «инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать им возможность приобрести как можно большую самостоятельность».
Обучение плаванию и гидрореабилитация детей-инвалидов способствует не только развитию «самостоятельности», но и развитию интеллектуальной и двигательной деятельности, их интеграции в общество.
Важной предпосылкой к организации занятий в соответствии с предметом нашего исследования служат «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Нормативно-методический документ ООН» (от 20 декабря 1993, резолюция 48/96), а, следовательно, и для лиц с эпилепсией, имеет пункт 23, в котором, рассматривая термин «реабилитация», можно выделить «цель обеспечения» - «достижение оптимального физического, интеллектуального, психического и/или социального уровня деятельности, его поддержания, предоставив им тем самым средства для изменения их жизни». И далее, что реабилитация «не предполагает лишь оказание медицинской помощи», но включает «в себя широкий круг мер и деятельности, начиная от начальной и более общей реабилитации и кончая целенаправленной деятельностью». Создание равных возможностей здоровых и инвалидов в области отдыха и спорта определяет Правило 11 этого документа ООН, в котором в частности предложено государствам принять меры для обеспечения доступа инвалидов к местам занятий спортом и отдыха, поддерживать разработку методики обеспечения доступности спортивной деятельности и учебных программ для обучения и тренировок. Опора на эти документы позволяет уверенно предлагать педагогические возможности гидрореабилитации и обучения плаванию детей с эпилепсией.