Исследование когнитивных функций
Наблюдение:
А.Е. Дубенко, д.м.н., Институт неврологии, психиатрии и наркологии АМН Украины, В.И. Коростий, к.м.н., Харьковский национальный медицинский университет, И.А. Якущенко, Харьковская областная клиническая психиатрическая больница №3 - был обследован и проанализирован 231 больной в возрасте 70 лет и старше. Всем пациентам было проведено исследование когнитивных функций с использованием шкалы MMSE и теста рисования часов, поскольку, по мнению авторов, использование только MMSE может привести к получению ложноположительного результата у больных с депрессией, а использование только теста рисования часов было затруднено недостаточным опытом авторов субъективной интерпретации результатов.
При оценке когнитивной сферы учитывались:
беседа с больным и сбор анамнеза (при этом оценивается состояние памяти, мышления, эмоциональной сферы);
способность больного выполнять простые или более сложные инструкции, степень взаимодействия с врачом при осмотре, замедленность в ответах на вопросы;
оценка адаптации к бытовым условиям, сохранность трудовых навыков (если пациент работает), возможность выработки новых навыков.
Целью нейропсихологического исследования является объективизация когнитивных нарушений у больных с жалобами на нарушения памяти, диагностика начальных стадий деменции, а также дифференциальная диагностика деменции и депрессии. Имеющиеся у некоторых больных нарушения могут не соответствовать критериям деменции, хотя сами больные или их близкие отмечают изменения интеллектуальных функций. В эту группу могут входить социально активные лица с высшим образованием, больные психиатрического профиля (с депрессией, тревожностью) и больные с очень легкой деменцией, у которых в последующем может развиться тяжелая форма заболевания. Этим больным показано динамическое наблюдение с повторным осмотром, обычно через 6-12 мес., что позволяет документировать когнитивные нарушения.
Учитывались некоторые факторы, которые могут влиять на результаты нейропсихологического тестирования:
• очень высокий или очень низкий уровень образования;
• нарушения зрения, слуха, чувствительные расстройства;
• слабая мотивация больного;
• усталость пациента;
• эмоционально-личностные нарушения;
• психические расстройства;
• побочное действие лекарственных препаратов.