Мимика
Мимика - это изменения лица вследствие душевных переживаний. Мимические движения являются внешним выражением душевных состояний, а потому имеют огромное значение для искусства. В мимических движениях принимает участие все тело, поэтому наряду с мимикой лица можно еще различать мимические движения туловища (позы) и рук (жесты).
Лицевая мимика обуславливается игрою мимических мышц, которые при своем сокращении передвигают кожу лица и этим вызывают изменения физиономии, придавая определенное выражение.
а) Мимика глаз
Большое значение имеет взгляд - безмолвный, но красноречивый язык глаз. При взгляде вдаль оптические оси глаз стоят параллельно, а при взгляде вблизи они сходятся друг с другом; кроме того, имеет значение направление взгляда. Взгляд со сходящимися осями, всегда имеет место при наблюдении или рассматривании какого-нибудь предмета, находящегося перед глазами. Взгляд с параллельными осями, направленный прямо вдаль, в бесконечность, наблюдается у мечтателей или вообще у людей, погруженных в созерцание глубокомысленных вещей. Тот же взгляд с параллельными осями, но направленный кверху, обыкновенно с приподнятой головой, выражает благоговение или экстаз. Взгляд кверху с опущенной головой (взгляд исподлобья) обозначает скрытность, недоверчивость или подозрительность. Взгляд, направленный вращением глаз в сторону, «взгляд украдкой», который бросают изредка на предмет, интерес к которому хотят скрыть.
Взгляд книзу может иметь разное значение, смотря по тому, какое положение имеет голова. Взгляд, обращенный на предмет сверху вниз при откинутой назад голове, придает впечатление гордости или надменности. Взгляд при таком же положении головы, но направленный в противоположную сторону от предмета, означает презрение, глаза при этом часто бывают прищурены. Взгляд, направленный книзу с опущенной головой, выражает скромность или стыдливость. Голова опускается на грудь с глазами книзу также при печали, отчаянии и прочих душевных состояниях (называется «повесить голову»).
Движения век и бровей имеют также большое значение в мимике. Поднятие и опускание верхнего века, влияющее на ширину глазной щели, дают определенное выражение. Полуопущенные верхние веки, прикрывающие собою более или менее значительную часть роговицы, придают лицу утомленный, сонный вид, который, в случае отсутствия физических причин для усталости, служит выражением равнодушия. Широко открытые глаза, вследствие поднятия верхнего века, выражают внимание. При усилении внимания, в особенности, когда оно переходит в удивление, приподнимаются под влиянием сокращения лобных мышц брови, причем на лбу появляются горизонтальные складки. Всякая неожиданность, вызывающая изумление, влечет за собою мгновенное поднятие бровей с образованием складок на лбу; это движение бывает сильно выражено, но длится недолго. При более сильном изумлении раскрывается еще и рот. Самая сильная степень раскрытия глаз («глаза выкатились», «вылезли на лоб») и поднятие бровей бывает, когда изумление переходит в ужас.
Вследствие сильного поднятия верхнего века из-под него выходит верхний край роговицы, над которым иногда можно бывает заметить часть белка. Рот раскрыт, лицо бледно, черты его как бы окаменели, по телу пробегает дрожь. Обратное поднятию бровей движение, то есть их опускание, производится действием верхней части круговой мышцы глаза, которая, стягивая бровь книзу, сглаживает складки на лбу и делает бровь прямолинейной. Так как при этом слегка сокращается еще и мышца, сдвигающая брови, то в межбровном промежутке появляются две вертикальные складки (у молодых людей этих складок, благодаря эластичности кожи, не образуется).
Нависание бровей, их горизонтальность и вертикальные складки между ними - являются характерными для выражения размышления. При более сильном сокращении мышц получается впечатление сосредоточенной думы или тяжелого раздумья.
Если сильно сокращается мышца, сморщивающая бровь, то внутренний конец последней (головка) поднимается, и вся бровь принимает косое положение с некоторым изгибом во внутренней части. Кроме вертикальных складок, в межбровном промежутке образуются еще поперечные морщины. Такое положение бровей бывает при печали, страдании, боли и является весьма характерным для этих тяжелых душевных переживаний. Внутренний конец брови может также опускаться книзу, вследствие стягивания кожи межбровного промежутка действием пирамидальной мышцы, при этом появляются поперечные складки над переносьем. В этом случае физиономия приобретает выражение злобы, ненависти, угрозы (такое положение бровей можно видеть на всем известных изображениях Мефистофеля).