Врачебный долг, врачебная ответственность и врачебная тайна
«Клятва» Гиппократа является наиболее известной и древней профессиональной клятвой врача. «Клятва» содержит 9 этических принципов или обязательств, наиболее хорошо выражающих долг и принципы:
. обязательства перед учителями, коллегами и учениками,
. принцип не причинения вреда,
. обязательства оказания помощи больному (принцип милосердия),
. принцип заботы о пользе больного и доминанты интересов больного,
. принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к эвтаназии,
. принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к абортам,
. обязательство об отказе от интимных связей с пациентами,
. обязательство личного совершенствования,
. врачебная тайна (принцип конфиденциальности).
Профессия врача предъявляет к личности свои особые специфические требования. Посвятить себя профессии врача - значит добровольно решиться на огромную, подчас мучительную самоотверженность в труде. Труд этот повседневный, тяжелый, но в то же время - благородный, крайне необходимый людям. Повседневную врачебную деятельность, которая требует всей отдачи, отдачи всего себя, всех лучших человеческих качеств, можно назвать подвигом.
По окончании вуза молодые специалисты-врачи в своем большинстве распределяются в самые отдаленные районы страны, где им приходится подчас работать круглосуточно. Именно в таких нелегких условиях создаются благоприятные условия для реализации всех нравственных качеств молодого специалиста. В большинстве выпускникам по плечу трудные задачи. По окончании институтов подаются многочисленные заявления с просьбой направить на работу в те районы нашей Родины, где они необходимы. Жизнь медицинской науки - борьба за жизнь человека. Она не знает ни покоя, ни отдыха. У нее нет ни праздничных, ни будничных дней, ни ночных, ни дневных часов. Болезнь с одинаковой легкостью может поразить младенца или убеленного сединой старца. Болезнь слепа, коварна и бездумна. Однако на ее пути стоит медицина с ее современными научными методами лечения, обширным арсеналом лекарственных веществ. По образному выражению Гуго Глязера, «медицина, которая служит человеку, слагается из искусства и науки, и над ними простирается чудесный покров героизма, без которого не может быть медицины».
Приступая к врачебной деятельности, врач обещает хранить врачебную тайну. Врачебная тайна уходит своими корнями в глубокую древность, в те времена, когда лечением больных занимались жрецы. Сам процесс лечения они приравнивали к религиозному культу. Все, что было связано с религией, жрецы сохраняли в глубокой тайне. Указание на соблюдение врачебной тайны можно найти во многих древних медицинских трудах. В Древнем Риме медицину иногда называли «Ars muta» - «искусством молчания». Смысл этой поговорки не утратил своего значения и в наши дни.Врачебная тайна должна храниться до тех пор, пока это не представляет опасности обществу. У нас в стране настоятельно поддерживается тенденция в необходимости укрепления доверия к врачу и устранения всех причин, которые могут ослабить этот контакт. Необходимые гарантии о сохранении в тайне того, что может доверить больной врачу, являются теми факторами, которые способствуют своевременному обращению к врачу. Это помогает видеть больному во враче человека, стремящегося ему помочь.
Степень сохранения врачебной тайны со всей ответственностью ложится на совесть врача, и только он сам может решить, каковы пределы сохранения этой тайны. Имеется статья «Обязанность сохранять врачебную тайну». Сохранение врачебной тайны, говорится в ней, является одним из важнейших условий во взаимоотношениях врача с пациентом. «Врачи . не вправе разглашать ставшие им известными в силу исполнения профессиональных обязанностей сведения о болезни, интимной и семейной сторонах жизни больного». Однако, говорится далее, « руководители учреждений здравоохранения обязаны сообщать сведения о болезни граждан органам здравоохранения, когда этого требуют интересы охраны здоровья населения, а следственным и судебным органам - по их требованию». В клятве врача России говорится:«умолчать о том, чтобы я ни увидел и ни услышал касательно здоровья и жизни людей, что не следует разглашать, считая это тайной» Врачам иногда разрешена «святая ложь», которая, по мнению С. П. Боткина , обеспечивает сохранение душевного равновесия, ибо давно известно, что, например, борьба с неврозом навязчивых состояний во много раз труднее и сложнее, чем лечение самого заболевания.
Врачам иногда разрешается отклонение на прямой вопрос больного и его родственников о диагнозе заболевания и его прогнозе. На такие вопросы И. А. Кассирский советует избегать прямого и натуралистического ответа: «смертельный исход», «умрет» и т. п. «Я всегда на вопрос о прогнозе отвечаю: «Болезнь серьезная, но мы будем лечить напряженно и долго». Вот что пишет в своей книге «Вопросы хирургической деонтологии» наш известный хирург Н. Н. Петров: «Умелому и доброжелательному объяснению верят, им утешаются и с ним легче умирают не только так называемые непосвященные лица, но и хирурги с громкими именами, когда они сами заболевают и превращаются в подавленных пациентов».